Сибирские огни, 1924, № 5
низовье Енисея. Перегрузочные операции в этом году совершаются вполне благопо- лучно, и суда, как речные, так и морские, возвращаются к своим отправным пунк- там уже выполнив почти полностью возложенные на них задачи. Параллельно с этим работают и гидрографические отряды, продолжая уста- новку новых познавательных знаков, с'емку и промеры. В Обской губе открывается ими новый перегрузочный пункт—Новый Порт, более удобный и глубокий, чем от- мелая и незащищенная бухта Находка, а в Обдорске на Оби и в Енисейском порту и Дуднике на Енисее устанавливаются новые радиостанции*). 15 1920 же году, в Лондоне, по приезде туда Российской Торговой Делегации, во главе с нашим Народным Комиссаром но Внешней Торговле Л. В. Красиным, бы- ло организовано английское акционерное общество, иод названием «Всероссийское Акционерно-Кооперативное Общество» («АН Russian Cooperative Society»), полу- чившее сокращенное название АРКОС. Встреченное вначале враждебно финансово- коммерческнмн кругами Англии, Общество это скоро, однако, завоевывает рынок, закупая, по предложению нашей делегации, товары для России и становясь, таким образом, контрагентом Советской России. В 1921 году АРКОС приобретает уже 5 собственных пароходов, которые в сопровождении русского ледокола «Ленина» (быв- ший Александр Невский», возвращенный Англией) в том-лее году везут в устье Оби и Енисея из Англии с.-хоз. машины, гвозди, болты, винты, разные инструменты, орудия, посуду, чай, сахар, скобяные и химические товары и т. п., общим весом свыше 550.000 пудов, и вывозят обратным рейсом около 300.000 пудов шерсти, волоса, кож, кишек, асбеста п.графита для заграницы и 154.000 п. хлеба с Оби для Архангельска**). Одновременно с этим приходят из Архангельска 9 морских пароходов, 1 ледо- кол и 7 лихтеров с грузом смолопродуктов, общим весом около 90.000 пудов. Двое из этих судов, как и один из пароходов Аркоса, направляются в устье Енисея, а остальные все в Обь. Встречная экспортная экспедиция составила 7 речных паро- ходов и 15 барж по Оби и 3 парохода, 4 лихтера и 4 баржи по Енисею, с общим грузом разных товаров для Архангельска приблизительно в 550.000 п. и разного сырья, (кожи, шерсть, волос, щетина, графит, асбест и т. п.) около 300.000 п. для заграницы. Постигший Россию в 1921—22 г. г. небывалых размеров голод не мог не от- разиться на товарообменных операциях Северным Морским Путем, и шедшие в пос- ледние годы на повышение операции эти в 1922 году несколько падают. Отправка грузов в Архангельск в этом году не состоялась. Пришли из-заграницы те же 5 па- роходов Аркоса,, доставившие в устье Оби разного импортного товара около 500.000 пудов и вывезшие оттуда разного сырья немного более 350.000 пудов. По Енисею экспедиции не было. Минувший 1923 год оказался в этом отношении еще хуже. Создавшаяся вес- ной прошлого года обостренность политической конъюнктуры, в связи с бряцанием оружием наших западных соседей, не позволила предпринять снаряжение товарооб- менной экспедиции в сколько-нибудь широком масштабе. Только по Енисею имели место ввоз 65.671 п. чаю, колониальных и бакалейных товаров и машин из-загра- нпцы н отправка туда 1449 п. шерсти, графита и т. п., организованные Центро- союзом***). *) «Северный Морской Путь и его значение во внешнем товарообмене». Омск. 1921 года. • **) «Карская экспедиция». АРКОС. Коммерческий бюллетень. Лондон. 1922 год. ***) С. А. Рыбин.—«Северный морской путь из Европы к устьям Оби и Енисея». Новониколаевск. 1924 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2