Сибирские огни, 1924, № 5
тем окончание перегрузки, тронулся обратно вверх по Оби, вместе с чем ушли, ко- нечно, обратно и морские суда. Этой экспедицией закончилась- деятельность Комитета Северного Морского Пути в Колчаковский период. Обская экспедиция, оставив часть хлеба и масла для снабжения Обдорского и Березовского края, вернулась назад, доставив принятый импортный груз и часть неотправленного экспортного в Омск, Томск п Новоникола- евск, где благополучно выгрузила все эти грузы и поставила затем освободившие- ся суда в затоны. Но воспользоваться этими грузами Колчаковскому правительству уже не пришлось; Омск, а за ним и Новониколаевск перешли в руки Советской вла- сти. Все учреждения павшего правительства, а вместе с ними и Комитет .Северного Морского Пути были эвакуированы в Иркутск. Там власть Колчака нала окончательно, перейдя на короткое время к так называемому Политическому Центру. Все эвакуирован- ные из Омска учреждения были расформированы, но Комитет Северного Морского Пути, в виду чрезвычайной важности значения Северного Морского Пути, был сохранен По- литическим Центром и Вскоре, с установлением в Иркутске Советской власти, был пе- редан последней. Представители только что установленной там Советской власти отне- слись также вдумчиво к этому сохранившемуся от общего разгрома молодому учрежде- нию, родившемуся в пылу революции и гражданской войны, в результате чего в мар- те 1920 года Комитет. Северного Морского Пути реэвакуируется обратно в Омск, в распоряжение только что созданной Центральной власти Сибири. Встреченный в Омске благожелательно Сибревкомом, Комитет несколько реор- ганизуется, расширяется, становится твердо на ноги, об'едипяется временно с пред- ставительством Внешторга и вновь приступает к своей, прерванной было эвакуацией, работе. Наряду с этим, из прибывших в 1919 г. в Обь и Енисей гидрографических судов учреждается особый «Обь-Енисейский гидрографический отряд», который так- же приступает к напряженной интенсивной работе. В процессе дальнейшего стро- ительства, учреждения эти не раз еще реорганизуются, видоизменяются, меняют свою структуру, но направленная к общей цели контактная работа их растет и уг- лубляется. В результате, работа по налажению Северного Морского Пути, изучению, оборудованию и обстановке его и организация по нему регулярных товарообменных экспедиций принимает с этого времени уже характер постоянной и планомерной деятельности, с тенденцией к дальнейшему росту и' развитию. Деятельность эта у всех на виду и здесь достаточно лишь в самых общих чертах отметить то, что сдела- но за эти последние годы. При всей необорудованности и недостаточной изученности Северного Морско- го Пути, экспедиция 1919 года окончательно и наглядно доказала полную возмож- ность организации широкого товарообмена Сибири с заграницей, с обменом экспорт- ных и импортных грузов в устьях Оби Енисея, обогатившихся за это лето, благо- даря трудам персонала it экипажей прибывших географических судов, новыми про- мерами, с "емкой. установкой ряда мигающих огней Далена и т. п. В результате все-, го этого с 1920 года начинаются уже организации Комитетом Сев. Морского Пути регулярных ежегодных экспедиций по товарообмену и систематическая работа ги- дрографов по исследованию и обстановке разными опознавательными знаками и со- оружениями морского пути и проводке в устья рек морских торговых судов. В 1920 году в устья Оби и Енисея вновь идут товарообменные экспедиции—• G пароходов и 15 барж с общим грузом до 600.000 пудов хлеба, жировых товаров и птЛлшны в устье Оби и 2 парохода, 3 лихтера и 2 баржи с общим грузом свыше 45.000 пудов льна и пушнины к устью Енисея. Груз весь отправляется в Архан- гельск.. приславший за ним 11 пароходов и 3 лихтера в устье Оби и 2 парохода в Сиб. Огни 5. 1924 г. - 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2