Сибирские огни, 1924, № 5

Ввовь созданный Комитет этот оказывается назревшим и жизненным учрежде- нием и развивает энергичную и интенсивную работу. Этим моментом начинается пос- ледний, новый, период истории Северного Морского Пути, период более или менее ин- тенсивного обследования, изучения, устройства и оборудования этого пути и организа- ции по нему товарообмена с заграницей. Поставленный во главе Комитета, в качестве времепного председателя, извест- ный по Сибири путешественник и исследователь генерал В. Л. Попов, быстро форми- рует и об'едипяет вокруг себя небольшой кадр необходимых работников, завязывает сношения с государственными, кооперативными, торгово-промышленными и иными учреждениями и входит в сношения с бывшими в ту пору заграницей русскими тор- говыми представителями, стремясь паладить организацию закупки там необходимых для Сибири товаров, в обмен на наше сырье, собираемое для отнравкн к устьям Оби и Енисея, намеченным, как место обмена экспортных и импортных грузов. Попов, однако, вскоре отзывается правительством Колчака с этого поста и па его место ста- новится старый поборник этого пути, бывший член Государственной Думы С. В. Во- стротин, с той же настойчивостью и энергией ведущий пачатое Поповым дело. В результате развитой энергичной п интенсивной работы, Комитету Северного Морского Пути удается в лето того же 1919 года отправить вниз по Оби и Иртышу первую товарообменную экспедицию. Намечена была к отправке пеболыпая партия груза и по Енисею, но она отпала вследствие извещения из Англии об отмене отправ- ки к устью Еписея готовившегося выйти туда парохода. Обь-Иртышская экспедиция, вышедшая из Омска 3-го августа и с устья р. Томи около 15 августа, соединившись около 20 августа у с. Самаровского, в об- щем составе 7 пароходов и 19 барж, 28 сентября пришла уже в бухту Находка, в Обской губе, доставив туда около 700.000 пудов разных грузов, преимущественно хлебпых, а также масла, сыру, шерсти, пушнины, кож, льна п т. п., предназначав- шихся, главным образом, для Архангельска и частью для Англии. К этому же вре- мени для приемки этого грузя прибыли ту да же в небольших пароходов го Архан- гельска, 2 парохода из Англии и 1 пароход из Швеции, доставившие в свою очередь около 350.000 пудов разных грузов—земледельческих машин, сепараторов, бумаги, медикаментов, телеграфпых аппаратов, военного спаряженпя и т. п. Одновременно с этими торговыми судами прибыли гидрографические суда в бухту Находка «Орлив» и в устье Енисея «Иней», «Шуя», «Анна» и «Полезный», оставшиеся затем для работы в сибирских водах. Своевремеппо и удачно прибывшие с обеих сторон грузы эти не пришлось, однако, полностью перегрузить с речных па морские суда п обратно, причиной чем) явились два обстоятельства. Прежде всего, согласно предварительных радиоспошении для приемки экспортных грузов имели прибыть в бухту Находка еще два русских и два английских парохода из Англии с заграничным тоннажем и с таким же загра- ничным грузом два порвежских парохода. Суда эти, однако, ие прибыли. Другим же и более важным обстоятельством явилось то, что звезда Колчака в это время стремительно падала. Сибирские армии в беспорядке и смятепии бежали на восток или целыми частями передавались на сторону Советской власти и красный фронт докатывался до линии Обь-Иртыша. Г. Тобольск находился уже в сфере огня, чем была прервана телеграфная связь с Обдорском, а отсюда и связь с торговой флоти- лией в бухте Находка, следствием чего являлась вносившаяся в перегрузочные ра- боты нервность. В результате такого положения, 20 сентября, когда по навигацион- ным-условиям времепи для перегрузки еще оставалось достаточно, работа эта была нрервана, и речной караван, перегрузив па морские суда лишь около 250.000 пу- дов экспортных грузов и приняв импортных грузов около 160.000 пудов и сорвав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2