Сибирские огни, 1924, № 5

лымы», бывших охранных крейсеров Управления по рыболовству на Дальнем Восто- ке. И действительно, с 1910 года до самой войны суда эти ежегодно, раз в лето, захо- дили в устье р. Колимы, доставляя для населения края кое-какие товары, а главйым образом муку. Рейсы продолжались и во время войны, при чем били случаи захода не только в устье Колымы, но н Индигирки и Яны. Кроме того, был издан закон, разре- шающий беспошлинный ввоз всех товаров, кроме спирта и спиртных изделий, через устье всех рек, лежащих к северу от устья р. Амура. Но и тут не могла не сказаться проводившаяся правительством система покровительства отечественной промышлен- ности и оберегання ее от к о н к у р е н ц и и иностранной индустрии: действие названного закона распространялось лишь на области Якутскую, Приморскую и Камчатскую, где нет почти никакой промышленности. Разразившаяся в 1914 г. мировая война, стоившая России, благодаря ее от- сталости, неподготовленности и отжившему архаическому аппарату государственного управления, моря крови и титанических, нечеловеческих усилий, вызвала в 1917 г. взрыв революции, сметшей, как карточный домик, старое правительство, вызвав дли- тельную и жесточайшую гражданскую войну между учредившейся в центре страны Советской властью и обосновавшимися по окраинам разного толка окраинными пра- вительствами. В оппозиции и борьбе с Советской властью оказалась и Сибирь, воз- главлявшаяся сначала Сибирской Областной Думой, потом Временным Сибирским Правительством, дальше Директорией и, наконец, Временным Российским правитель- ством во главе с адмиралом Колчаком. В результате, между Европейской Россией и Сибирью протянулся боевой фронт, отрезавший последнюю как от промышленной метрополии, так и государств Зап. Европы. С разрушенным транспортом, развалив- шейся промышленностью, упавшей торговлей, отрезанная от питающей базы, Сибирь стала перед лицом острого товарного голода. Являлась настоятельная потребность во ввозе иностранных фабрикатов, без чего невозможным считалось ни восстановление промышленности, ни удовлетворение острой потребности населения. Естественно было при таких обстоятельствах вспомнить вновь о возможности использования Северного Морского Пути, к осуществлению которого не имелось уже более того основного пре- пятствия, более серьезного, чем льды Карского моря, каким являлось дореволюцион- ное бюрократическое правительство русского самодержавия. Первым толчком к оживлению забытого в пылу войны и революции вопроса о Северном Морском Пути явилась неудавшаяся попытка Министерства Продовольствия Сибирского Правительства отправить осенью 1918 г. этим путем миллиона пу- дов хлеба Правительству Северной области в Архангельске. К этому присоединились радиотелеграммы капитана Внлькицкого с острова Диксона, в которых он, извещая об аварии ледокола «Вайгач» у Ефремова камня, в Енисейском заливе, просил Сибир- ское правительство позаботиться о судьбе персонала и экипажа пострадавшего судна. Почти в одно время с этим в бухту «Находка» в Обской губе приходит из Архангель- ска легкий транспорт Соломбала; прибывший на нем и приехавший затем в Омск гидрограф Котельников принимается здесь усиленно будировать этот вопрос как пу- тем выступления в современной печати, так и путем докладов главам заинтересованных ведомств. Все это вместе взятое заставляет Сибирск. правительство обратить серьезное внимание на вопрос о Северном Морском Пути н посвятить ему в зиму 1918—19 г. г. ряд междуведомственных совещаний, в результате которых, после длительной борьбы и переписки между ведомствами, в апреле 1919 г. постановлением Совета Министров Колчаковского правительства учреждается в Омске, при Министерстве Торговли и Про- мышленности, Комитет Северного Морского Пути, на который возлагается принятие мер к усовершенствованию Северного Морского Пути и организация экспорта этпм путем сибирского сырья и импорта иностранных фабрикатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2