Сибирские огни, 1924, № 5
первый пароход, вошедший в Лену с моря и пришедший из-заграницы. Сам Норден- люльд проходит дальше, на восток, в Берингов пролив. В 1884 г. зимуют в урочище Сагаетырь, в дельте Лены, направляющиеся к устьям Лены и Яны барон Толль и Бунге. В 1898 г. исследуется побережье и устья Оленека и Анабара тем же бароном Толдем и Шнлейко. Наконец, в 1901 г. предпринимается Толлем новая экспедиция , на Ново-Сибирские острова и землю Беннета, из которой ему не суждено уже было вернуться, потерявшись без вести. Предпринятая в следующем году для его поисков экспедиция лейтенантов Колчака и Матиссана не увенчалась успехом и вернулась обратно, не найдя нигде следов Толля. Только перегрузка Сибирской железной дороги, начавшаяся со времени Рус- ско-Японской войны, усиливаясь с каждым годом, поставившая население всех от- даленных от нее районов, особенно крайнего севера Якутской области, перед лицом грозящего торгового и продуктового голода, заставила правительство, уже в начале текущего .столетия, принять некоторые практические шаги в смысле обследования и установления связи морем с Якутским побережьем. Так, в 1909 и 10 г. г., по пору- чению Министерства Торговли и Промышленности, производится сухопутное обследо- вание северного побережья В. Сибири от устья р. Лены до устья р. Колымы геоло- гом К. А. Воллосовнчем и от Колымы до Берингова пролива геологом И. И. Толмаче- вым. Одновременно и в контакте с этими двумя экспедициями, по поручению Главно- го Гидрографического Управления, производит исследование входа с моря в р. Колы- му Г. Я. Седов, погибший в 1914 году в своей неудачной экспедиции к северному полюсу*). В 1910 же году, иод начальством И. С. Сергеева, направляются к устью р. Колымы из Владивостока, через Берингов пролив, транспортные ледоколы «Тай- мыр» и «Вайгач», построенные первоначально в целях гидрографического обследова- ния побережья полуострова Таймыра. Но вследствие позднего выхода, судам этим не удалось достичь в том же году намеченной цели, и опи зимуют в льдах Ледовитого океана. Но летом следующего года они благополучно доходят до устья Колымы и, вы- полнив свое задание, возвращаются обратно, обследовав на обратном пути малоизвест- ный до того остров Врангеля**). • 1911 г. ознаменовывается первым практическим мероприятием правительства ' но доставке в тот отдаленный край кой-каких грузов морским путем. По распоряже- нию Министерства Торговли и Промышленности в этом году доставляется из Владиво- стока в устье р. Колымы, пароходом «Колыма», впервые небольшое количество хлеб- ных и кой-каких других грузов. Мера эта была, конечно, не бог весть какого серьезно- го практического значения, но велика зато была ее показательная сторона. Доставка хлеба из Якутска в Средне-Колымск гужевым путем обходилась обычно рублей в 8—10 с пуда, тогда как при доставке его морским путем с востока он вместе с про- возом обходился не свыше 2 рублей пуд. С другой стороны, эта первая доставка груза в устье Колымы показала полную возможность беспрепятственного и регулярного каждогоднего сообщения этим путем. Вместе с этим, в связи с оживлением на Аляске, вызванным разработкой там золота, пробуждается интерес к нашей северо-восточной окраине некоторых американских торговых кругов, следствием чего является посе- щение в том же году устья Колымы американской 22-х тонной шхуны в целях това- рообмена. В результате всего этого с 1910 г. устанавливаются каждогодние рейсы из Владивостока к устью р. Колымы двух мелких транспортных судов «Шилки» и «Ко- *) Краткие сведения об этой непродуманной экспедиции к полюсу читатель найдет в статье Л. Брейтфуса —«Северные полярные экспедиции в 1912 г. и их поиски». Записки по гидрографии. Т. XXXIX, вып. 2. Изд. 1915 года. , , **) И. П. Толмачев. Ibid.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2