Сибирские огни, 1924, № 5

ного Морского Пути. Даже возбуждение вопроса об этом в Государственной Думе, при- знавшей в 1912 году необходимость установления сношений этим путем между Си- бирью и заграничными рынками и вынесшей пожелание, чтобы Министерство Тор- говли и Промышленности озаботилось осуществлением их, не сломило упорства на- ших бюрократических сфер, и Министерство Торговли и Промышленности, как бы ь выполнение такого пожелания Думы, об'явившее в 1913 г. кондиции для судовла- дельцев на соискание и содержание срочных рейсов через Карское море к устьям Оби и Енисея, имело в виду отнюдь не установление непосредственных торговых сно- шений между Сибирью и заграницей, а единственно лишь устройство нового внут- реннего водного сообщения между портами Европейской России и устьями Оби и Ени- сея; при этом хотя и допускалась возможность ввоза в устья названных рек нпо- странпых товаров из попутных заграничных портов, но для грузов, ввозимых из рус- ских портов, предоставлялись преимущества перед грузами иностранного ввоза, чем последние .ставились в невозможность конкуренции с нашей отечественной про- мышленностью. Совершенно иначе, или вернее никак не обстоял вопрос с установлением связи с устьями северных рек Якутской области—Колымы, Ямы, Лены и Оленека. В то время, как па Западе в течение длинного ряда столетий, хотя и с большими переры- вами, имеют место многочисленные попытки и русских и иностранных мореплавате- лей установить связь с Европой устьев Оби и Енисея Карским морем, таких попыток на Якутском нобережьи почти совсем не было. И если и имели там место редкие и единичные плавания в арктических водах, то исключительно почти в научно-иссле- довательских целях, без преследования каких бы то ни было задач практического ха- рактера. Конечно, и не преследуя практических целей, плавания эти сыграли не- сомненно свою чрезвычайно полезную роль, дав знакомство с арктическим морем для будущих попыток установления морского пути и в этом отдалепном районе, почему не лишне будет напомнить хоть в нескольких словах о бывших там экспедициях. Знакомство с Якутским морским побережьем начинается одновременно с завоева- нием края. Первыми исследователями являются бродячий элемент завоевателей—ка- заки. Уже через пять лет по основании Якутского острожка, енисейский казачий де- сятник Буза, спустившись в 1637 г. с среднего течения Лены до ее устья, выходит на коче в море и, повернув па запад, доходит до устья р. Оленека. В следующем году тот же Буза, выйдя с устья Лены, направляется на восток н достигает устья р. Яны, где зимует. С очнщепием прибрежных вод от морского льда, летом 1639 г. он тем же путем движется назад и входпт в устье небольшой реки Чендоны. В том же году ка- зак Постник, выйдя из Якутска, открывает р. Индигирку, а спутники его, продолжая путь дальше, спускаются на двух кочах впнз по Индигирке и, выйдя в море, откры- вают па востоке устье р. Алазеи. Замечательнейшей из экспедиций того времени по своей отважности и значе- нию является Дежневская экспедиция в 1648 г. Якутский казак Семен Дежнев с то- варищами Анкудиповым и Алексеевым, выплыв в этом году нз устья р. Колымы на пяти кочах, направил свой путь на восток. Три коча с первых же шагов потерпели аварию и вернулись обратно. Однако, это не удержало смелого казака, и па оставших- ся двух кочах он отправляется дальше по пензвестному холодному морю, вдоль бере- гов, населенных дикими враждебными племенами. С большими трудностями и опас- ностями казаки достигают неизвестного до этого Берингова пролива и, обогнув Чукот- ский полуостров, выходят в Тихий Океан. Здесь терпит крушение в шторм еще один из оставшихся кочен н лишь на последнем из них выбрасывает Дежнева с товарища- ми на берег, где то около устья Анадыря, которого оп достигает уже пешим путем, терпя чрезвычайные лишения п голод, через шесть педель по высадке. Экспедицией

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2