Сибирские огни, 1924, № 5
Порто-франко в устьях Оби и Енисея было об'явлено в последний раз до 189!) года. Однако, в действительности оно едва дотянуло до 1897 г., когда силой об- стоятельств фактически оказалось закрытым. В 1896 и 97 г. г. через устья этих рек в Сибирь были доставлены значительные партии кирпичного чая и стеариновых свеч. На чай порто-франко не распространялось, так как он не был в числе разре- шенных к беспошлинному ввозу товаров, почему на него была наложена пошлина по тарифу Иркутской таможни. Тем не менее, доставленный в Тюмень и Красноярск, он обошелся па 15—18 рублей цибик дешевле, чем караванный, не считал того, что он дошел до места продажи в 4 месяца, вместо обычных 11/ 2 л с т караванной доставки. Это вызвало переполох среди русских чаеторговцев, результатом чего явилось хода- тайство их перед Министром Финансов о недопущении ввоза чая Северным Морским Путем, так как, де, это грозит лишить грузов существующую на счет казны органи- зацию Добровольного флота, которой доставлялись, так называемые, караванные чаи. Ответ не оставлял желать лучшего для просивших: ввезенный севером чан был об- ложен двойной пошлиной. Не менее пикантно получилось и со свечами, входившими в состав разрешенных к беспошлинному ввозу товаров. Свечи эти, по доставке в Ени- сейск и Красноярск, оказались на 3 р.—3 р. 50 к. ящик дешевле, чем распростра- ненные до этого свечи Крестовникова. Тут уже выступает на защиту своих интересов сам Крестовников, пользуясь своим положением члена Государственного Совета, б т особенного труда добивающийся наложения, хотя и одинарной, пошлины на ввезен- ные севером свечи, допущенные к беспошлинному ввозу. Результатом таких мероприятий является, понятно, сокращение, а потом и пол- ное прекращение в 1899 г. ввоза товаров Северным Морским Путем, повлекшее ЗА «•обой закрытие по ненадобности в 1902 г. Тюменской и Красноярской таможни. В связи со всем этим, направившийся было в 1899 г. караван судов с чаем вынужден был, несмотря на согласие платить двойную пошлину, за неразрешенном ввоза, вер- нуться обратно в Англию, а оттуда в Ханькоу; отправленный из Ханькоу караван- ным путем через Иркутск, чай этот прибыл в конце-концов по назначению лишь че- рез три года после первой отправки. Само собой разумеется, что в итоге такой опера- пни, с одной стороны, потерпели убытки как русские, так и иностранные предпри- ниматели, а с другой—понесла ущерб и казна, получив со всей этой партии чая лишь одинарную пошлину вместо предлагавшейся двойной, при чем самый чаи. пространствовав 3 года вместо 3—4 месяцев, естественно, потерял много в своем качестве. Таким образом, налаживавшийся было Северный Морской Путь в конце XIX века был убит бюрократическим Петроградом, как его убила в XVH веке боярско- иод'яческая Москва. В начале XVII века Московское правительство убило этот путь, преследуя, хоть ошибочно и своеобразно понятые, государственные интересы. На ру- беже-же XX столетия Петербургское правительство губит его не только не в целях под- держания государственных интересов, а, напротив, в прямой ущерб их, лишь в угоду ничем неприкрытых аппетитов кучки частных, но влиятельных капиталистов*,). Другим стимулом противодействия восстановлению Северного Морского Пути явилась к этому времени строившаяся тогда Сибирская железная дорога, которой бо- ялись создавать конкуренцию. Мы знаем, как серьезны могли быть эти опасения, когда Сибирская железная дорога с первых же дней своего существования не • справ- лялась с задачей потребных для нас перевозок, результатом чего явилась уже пред- принятая вскоре постройка южно-сибирской магистрали и серьезное обсуждение во- проса о необходимости такой же северной магистрали. Тем не менее до самого послед- него времени правительство относилось недоброжелательно к установлению Север- *) См. Толмачева, И. П. Ibid.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2