Сибирские огни, 1924, № 5

гач». В 1916 г. ва острове Диксон, у входа в Енисейский залив, была построена радиостанция. В 1918 г. совершил плавание от Архангельска к устью Енисея на упоминавшихся выше ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» капитан Вилькнцкий, имев- ший задачей устройство радиотелеграфной станции для связи Сибири с Архангель- ском; экспедиция эта не увенчалась успехом, т. к. «Вайгач» в Енисейском заливе, у Ефремова камня, во время тумана потерпел аварию, вследствие чего «Таймыр» ушел обратно. Наконец, в том же 1918.г. в бухту «Находка» в устье Обн прошел из Архангельска транспорт Соломбола, благополучно вернувшийся затем в Архангельск. Все эти плавания с наглядной убедительностью доказали, что державшееся так долго мнение о непроходимости льдов Карского моря оказалось легендой, ни па чем не основанной и не выдерживающей никакой критики. Наблюдения, производив- шиеся при этих плаваниях, сходятся па том, что льды Карского моря чисто местного образования, разбиваемые ежегодно волной, ветрами и теплым течением с рек, а не наносные многолетние льды океанского происхождения. С июля по сентябрь Карское море очищается от льдов, сбиваемых ветром в той или иной части его, и свободно проходимо для судов. Если и оказывается в эту пору забитый льдом который-пибудь из. проходов, соединяющих Карское море с Баренцовым, то обычно оказывается сво- бодным какой-нибудь другой проход; в тех же редких случаях, когда бывают в сплошных льдах все три пролива, обычно оказывается возможным пройти севернее. Новой Земли. Наконец, льды носятся часто не сплошной массой, что дает возмож- ность свободного лавирования между ними. В общем, нужно сказать, что авторитет- ные исследователи, занимавшиеся этим вопросом, пришли к вполне определенному выводу, что сношения Европы с устьями Оби и Енисея через Карское море в извест- ное время года не представляют никаких особенных затруднений и стоит только про- извести необходимые гидрологические исследования этого пути и обставить его радио- станциями, маякамп и опознавательными знаками, словом, обставить его всем тем, что полагается иметь на всяком благоустроенном морском пути,—н безопасное и сво- бодное плавание, судов будет вполне обеспечено. Эта проходимость Карского моря выяснилась не сегодня н не вчера; суда ста- ли проникать к устьям Оби и Енисея, как мы видели, еще с половины прошлого века, не" считая старых торговых сношений с Мангазеей, и при желании давно уже можно было бы не только прийти к изложенному выводу компетентных исследователей, но установить уже и самый торговый путь. Естественно возникает вопрос: чем же об- ясняется, что до сего времени ничего в этом смысле не сделано. Ответ простой—от- крытию и установлению Северного Морского Пути, связывающего Сибирь с загранич- ными рынками, противодействовало все время наше дореволюционное бюрократиче- ское правительство. Под давлением растущих торговых запросов Сибири и необходимости доставки товаров в этот богатый и развивающийся край, в конце прошлого века устанавлива- лось для устьев Оби и Епнсея порто-франко, что при совершенной необорудованности и неисследованное™ Северного Морского Пути являлось предоставлением известных льгот этому пути. Правда, порто-франко было не постоянное, а об'являлось эпизо- дически—на 2, на 3, на 5 лет, что не давало возможностп строить правильный ком- мерческий расчет и развивать регулярный товарообмен этим путем. Тем не менее то- варообмен этот постоянно развивался и рос. К концу столетия суда к устьям назван- ных рек стали направляться караванами. Налаживался экспорт леса, пшеницы. На- чали образовываться специальные пароходные компании. Северный Морской Путь на- чал оживать н сулил развиться в крупный фактор экономической жизни Сибири. Ка- залось, пора забвения этого старинного и важного пути миновала. Но так лишь, казалось.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2