Сибирские огни, 1924, № 5

лить и ремонтировать свой подвижной состав и паровозы, что грозило ей полным из- носом и разрушением. Обстоятельства эти вынудили правительство вспомнить снова «б упорно игнорируемом им Северном Морском Пути и в 1905 г. Министерством Пу- тей Сообщения отправляется этим путем экспедиция в составе 26 судов, из которых 22 судна благополучно доходят до Енисея, куда доставляют около 600.000 пудов разных грузов, главным образом, железнодорожных и некоторых предметов первой необходимости. Прибывшие суда эти были оставлены на Енисее, составив основу су- ществующей до сего времени Енисейской речной флотилии*). Параллельно с этим тогда же возник вопрос—не представляется ли возможным отправить этим путем на Дальний Восток Балтийскую эскадру, и хотя осуществить такую мысль и не решились, но образованная для рассмотрения этого вопроса при Императорском Обществе Судоходства специальная комиссия признала тем не менее Северный Морской Путь проходимым, при условии тщательного исследования и изу- чения гидрометеорологических условий**). В 1911 г. через Государственную Думу проходит законопроект о постановке опознавательных знаков и устройстве четырех радиостанций по побережью Карского моря. Характерно, что одновременно почти с этим законопроектом на Енисее имеет место заарестовапие груза, доставленного туда англичанином Вебстером на своем судне из-загранипы. Главным грузом была соль, необходимая на рыбпых .промыслах, где опа ценилась по 60 кон. пуд. Агенты власти на местах арестовывают, однако, эту соль н отправляют ее в Енисейск, платя за фрахт по 40 коп. с пуда. Тем пе ме- нее в следующем году упомянутый законопроект Государственной Думы уже прово- дится в.жизнь, чем ставится на копкретную почву, наконец, вопрос о Северном Мор- ском Пути. В 1913 году по приглашению нашего Министерства Путей Сообщения пред- принимает пробное плавание из Европы в Енисей па судне «Коррект» известный по- лярный исследователь Фрнтиоф Нансеп, при участии рьяного ревнителя Северного Морского Пути члена Государственной Думы Е. В. Востротина и директора-распоря- дителя Сибирского Общества Пароходства англичанина капитана Лида. Пароход «Коррект», нагруженный 6.000 бочек цемента и 7—8 тысячами пудов разного то- вара из Англии, вполне благополучно прошел из Тромзе в Норвегии в устье Енисея, где у остр. Насоновского, в 300 верстах выше остр. Диксона, перегрузил свой груз на встретивший его речпой пароход, приняв от него в свою очередь груз ржи, леса к проч. и живых медведей, верблюдов, диких коз и волка для Гамбургского Зоологиче- ского Сада. Участники экспедиций здесь расстались со своим судном, ушедшим об- ратно, и вернули'сь в Европу через Сибирь. В то же время проходит па транспортных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» Северным Ледовитым Океапом из Берингова проли- ва на Запад, в Европу, капитан Внлькицкин, открывший попутно к северо-востоку от Таймырского полуострова новые острова—«Николая II», «Цесаревича Алексея» н «Генерала Вплькицкого». В 1913 же году Министерство Торговли и Промышленности публикует усло- вия соискания для русских судовладельцев на организацию срочных рейсов к устьям Обп и Енисея Северным Морским Путем. С вопросом об этих срочных рейсах связа- лось и ходатайство упомнпавшегося выше английского капитана Вебстера о субси- дии в 60 тысяч рублей в год на содержание таких рейсов и устройство порта на Но- вой Земле. Ни то, ни другое, одпако, не могло разрешиться вследствие грянувшей в 1914 г. войны. В 1914—15 г. г., уже во время войны, от Берингова пролива к Ар- хангельску прошли трапепортпые ледоколы Морского Ведомства—«Таймыр» и «Вай- *) Толмачев, И. П. Ibid. **) Толмачев, И. П. Ibid.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2