Сибирские огни, 1924, № 5
сея, по которому поднимается с товарами до Туруханска, кладя там начало непосред- ственной доставке товаров из-заграницы в Енисейск морским путем. В том лее году делается первая попытка отправки из Енисейска в Карское море русского судна «Северное сияние», окончившаяся неудачно; зазимовавшее у Бреховских островов, судно это было разбито весной ледоходом. Но удачиой зато вполне оказалась вторая подобная попытка в 1877 г., когда построенная М. Сидоро- вым на Енисее и отправленная им оттуда шхуна «Утренняя заря», пройдя благопо- лучно Карское море, без всяких задержек достигла Петербурга. В том же году, за- фрахтованный Сибиряковым шведский пароход «Fraser», доставив в устье Енисея из Бремена груз табака, сахара и машин, благополучно вернулся обратно. В 1878—1879 г. г. Норденшельд, субсидированный Сибиряковым, Диксоном и королем Оскаром, совершает свой знаменитый переезд на «Веге» вдоль всего север- ного побережья Азии, когда, выехав из Норвегии и признанный уже погибшим, в следующем году неожиданно выходит Беринговым проливом в Тихий Океан и с триумфом возвращается на родину, Одновременно с этим, с 1878 по 1884 г. г. предпринимается целый ряд тор- говых экспедиций (II судов) Сибиряковым, из которых удачно выполнили свою за- дачу лишь три судна, сопутствовавшие в 1878 году Норденшельду—пароходы «Expsres» и «Fraser», достигшие устья Енисея, и пароход «Лена», вошедший в реку Лену. Б это же семилетие имели место частью удавшиеся, частью неудачные экспе- диции Расмуссена, бар. Кнооп, Иоганнесена, Видьчека, Арнесена, Дальмана, Бурмей- стера, Нильсона, Феддересена, Говгарда, Шнелленга и Виттинга. В 1887—89 г. г. со- вершает ряд новых удачных плаваний Виггинс, пройдя в первое из них Карским морем г-. Енисей и поднявшись последним до самого Енисейска, и в 1890 г. совершает та- кое же удачное плавание в устье Енисея и обратно экспедиция Английского торгового товарищества «Rnglosiberian Trading Sindicate» в составе трех пароходов. Наконец, 1893 год ознаменовывается знаменитым дрейфом Нансена на «Фраме». В конце прош- лого века заинтересовывается, наконец, Северным Морским Путем и само правитель- ство, упорно остававшееся глухим к нему в течение всего предыдущего периода. Так, в 93 году оно отправляет этим путем в устье Енисея строительный материал для нужд строившейся тогда Сибирской железной дороги. Экспедиция эта благополучно прибыла на место, но кончилась все же не совсем благополучно в силу неудачного выбора места для перегрузки, в результате чего значительная часть доставленных рельс была потоплена. С 94—97 г. г. включительно в устьях Оби н Енисея работала под начальством покойного генерала Вилышцкого Гидрографическая экспедиция Мор- ского Министерства, описавшая Обскую губу и Енисейский залив н выпустившая карт}- Енисея от устья до Енисейска. В 1897 же году на пароходе «Иоанн Кронштадтский» приходил в Енисей ад- мирал Макаров, заинтересовавший местное общество возможностью экспорта леса, в результате чего года через два, там действительно были заготовлены превосходные бревна, которым, однако, не удалось дождаться вывоза, почему они гниют н до сего времени. С 98 года по 905 г. г. происходит работа Гидрографической экспедиции по исследованию проливов—Югорского Шара, Карских Ворот п Маточкина Шара и по- становке знаков для ориентировки при плаваниях. Но особенно ощутительный толчок к использованию Северного Морского Пути дает Русско-Японская война 1904—5 г. г. Армия, базировавшаяся исключительно на одноколейную Сибирскую жел. дорогу, с самого начала войны сразу забила этот путь своими грузами и войсками, в результате чего в Сибири стал остро ощущаться недостаток в товарах. Да и сама жел. дорога очутилась перед невозможностью обнов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2