Сибирские огни, 1924, № 5
научным изысканиям и исследованиям в Сибири сибирский коммерсант-промышлен- ник А. М. Сибиряков. Эти два лица предпринимают энергичную агитацию как у себя на родине, так и в Петербурге и заграницей. Не найдя сочувствия и поддержки в офи- циальных аристократических кругах Петербурга, М. Сидоров поднимает широкую агитацию заграницей, главным образом, в Норвегии и Англии. В целях заинтересо- вания плавателей, им назначается премия в 2000 фунтов стерлингов тому, кто при- плывет из Европы в устье Енисея. Агитация эта заинтересовывает географические общества и торгово-промышленные круги Англии и Норвегии, и самому Сидорову оказывается заграницей самый радушный и сердечный прием. Призыв же его завязать торговые сношения с Сибирью Северным Морским Путем встретил широкий отзвук. Па- раллельно с этим, но независимо от Сидорова, в том же Петербурге, Норвегии и Англии ведет настойчивую агитацию, путем убеждений, переписки и субсидирований и А. М. Сибиряков. И в результате настойчивости и энергии этих двух лиц в семиде- сятых годах прошлого столетия вновь пробуждается интерес к забытому было Север- тому Морскому Пути и предпринимается новый ряд экспедиций, которые можно рас- сматривать так же, как особый период в истории этого пути. Мы не будем останавли- ваться на всех плаваниях этого периода, а отметим лишь некоторые наиболее зна- чительные нз них*). Несмотря на отрицательное отношение к агитации Сидорова и Снбнрякова ученых кругов н официально аристократических сфер Петербурга, одним из первых плаваний этого периода явились русские экспедиции лейтенанта Крузенштерна if 1860 и 1862 г. г. В первое свое плавание он сделал небольшой рейс но Карскому морю, откуда ушел в Печеру. Второе плавание его было хотя и более длительно н проник он дальше, но кончилось не вполне благополучно. Продрейфовав довольно дол- го на шхуне «Ермак» по Карскому морю, он приблизился, наконец, к полуострову Ямалу и. бросив судно, с большими трудами перебрался с экипажем на полуостров, где был подобран самоедами. В 1869 г. в Карское море идут норвежские промышлен- ные суда, одно нз которых, под командой Иоганнесена, доходит до острова Белого в устье Оби. В том же году доходит дотуда и англичанин Паллизер, сделавший свой рейс через Маточкнн IHap. В следующем году, тот же Иоганнесен, с одобрения Коро- левской Шведской Академии рейсирует в Карское море, между Новой Землей и Яма- лом, неоднократно подходя к последнему в разных широтах. В 1871 г. Карское море спова привлекает много норвежских промысловых судов, одному нз которых удается достичь меридиана устья Енисея. В 1872 г. плавает к северу от Новой Земли из- вестная экспедиция Вэйпрехта и Пайера, затертая там льдами. Вскоре Сидорову удается привлечь приобревших после того громкую известность Норденшельда и Виггинса. В 1875 и 76 г. г. Норденшельд совершает два рейса сначала на парус- ном судне «Нревень», а затем на пароходе «Имер» к устью Енисея. При этом во вто- рую поездку на пароходе «Имер» он доходит до с. Кореневского, на Енисее, близ Гольчнхн, где оставляет доставленный им груз и, положив, таким образом, впервые, начало плавания Северным Морским Путем паровых судов, расставшись со своим судном, повернувшим обратно, входит сам на шлюпке в Енисей и возвращается на родину через Сибирь. В то же время английский капитан Виггинс на «Диане» в 1874 г. посещает Обскую губу, а через год на пароходе «Темза» входит в устье Енн- *) Более обстоятельные сведения о плаваниях этого и следующего периода д о 1911 года включительно читатель найдет в труде Э. Лесгафта.-«Льды Северного Ле- довитого Океана и морской путь из Европы в Сибирь». С.-Петербург. 1913 год- Подробный перечень всех плаваний см. в работе Д. Руднева и Н. Кулик'а — «Мате- риалы к изучению Северного Морского Пути из Европы в Обь и Енисей». Петро- град. 1915 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2