Сибирские огни, 1924, № 5

ряде плаваний голландских и иных судов, имевших место в 166(1 году, но никаких точных сведений об этом не сохранилось. В 1675 г. китоловы Скаббергер и К. Роуль побывали на Новой Земле. В 1676 г. англичане Вуд и Флевз предприняли плавание на двух судах, из которых одно потерпело крушение у берегов Повой Земли, а дру- гое верпулось обратно. После плаваний Вуда и Флевза на целое столетие почти прерывается цикл экспедиций, снаряжавшихся к северным побережьям Сибири. Все эти перечисленные более или менее крупные экспедиции, известные в истории и совершенные на па- русных судах, были неудачпы по своим результатам. Почти, пи одна из них не до- стигла устьев сибирских рек, и надо думать, что был совершен еще ряд плаваний чисто промыслового характера, частично достигавших этих рек, но память о которых не сохранилась в истории, т. к. иначе являлось бы неясным—какое проиикповение туда иноземцев переполошило Тобольского воеводу князя Куракина и заставило его так настойчиво добиваться закрытия Северного Морского Пути. Но зато все эти не- удачные, большие н известные экспедиции сыграли весьма отрицательную роль в развитии этого пути, распространив в Европе дурную славу о нем и содействовав закреплепию взгляда на мнимую непроходимость Карского моря из-за постоянного присутствия в нем льдов. Если не считать неудачной попытки плавания в 1690 г. Родиона Иванова, по- терпевшего крушение у Шараповых кошек, на Западном берегу Ямала, и лишь в следующем году снятого оттуда промышленниками, и плавания в 1741 и 42 г. г. промышленника С. Лошкнна к сев. оконечности Новой Земли и в Карское море,— единственным просветом в этом вековом забвении Северного Морского Пути является «Большая Северная Экспедиция», организованная в осуществление идеи Петра Ве- ликого при Анне Ивановне и работавшая с 1734 по 1743 г. г. над описанием и на- несением на карту «северных берегов Российских владений». Преследовавшая зада- чи. не имевшие прямого отношения к Северному Морскому Пути, экспедиция эта •сделала, однако, несравненно больше для разрешения этого вопроса, чем все пред- шествовавшие плавания- в Карское море. В 1734 и 1735 г. г. лейтенанты Муравьев и Павлов тщетно пытались пройти Карским морем. Неудача эта вызвала неудоволь- ствие Адмиралтейств Коллегии, и в 1736 г. она заменила их лейтенантом Малыше- вым, к которому присоединились лейтепанты Скуратов и Сухотин; усилия этих трех плавателей увенчались большим успехом, и с 1736 г. по 1739 г. они успели произ- вести с'емку берегов Карского моря до устья р. Оби, откуда вернулись обратно. Па- раллельно с этим за время с 1734 по 1737 г. г. лейтенант Овцин, хотя и с велики- ми трудами, проходит водой из Тобольска в Туруханск, нанеся на карту побережье Обской губы, Ледовитого океана до Енисейского залива и самого Енисейского залива. С 1738 по 1740 г. г. штурмап Минин, по поручению Овцина, дважды плавал из Енисея на Север, достигнув в первый раз до остр. Диксона, а второй раз до 75 град, есверной широты. Наконец, в период того же десятилетия описание северного побе- режья западной части Сибири пополняется мичманом Челюскиным, за невозмож- ностью в то время проехать морем, об'ехавшим северную часть Таймырского полу- острова с суши, па партах. Таким образом, за указанное десятилетие, при невероятно тяжелых условиях, борясь с пеимоверными трудностями, на совершепно неприспособленных судах, а частью, как мы видели, н сухопутьем—паши моряки с честью справились х беспри- мерной по тому времени задачей. Результатом этой широко задуманной экспедиции явились единственные для того времени по своей точности и подробности карты и ценные труды вообще по Снбиреведению. По вопрос о Северном Морском Пути, как таковой, как был, так и остался открытым и забытым и после этой великой акспеди-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2