Сибирские огни, 1924, № 5
зультате своего путешествия, что у Новой Земли он встретил русских промыпыея- ников, направлявшихся к устью Оби, о которых оп отзывается с большой похвалой, как о мореходах, при чем кочи их находит более быстроходными при попутном вет- ре в сравнении с английскими судами. В 1578 г. была снаряжена новая английская экспедиция «Moscovy Company», погибшая без вести, а через два года, в 1580 г., от- правляется еще одна экспедиция, под начальством Пета. Экспедиция эта на двух су- дах проникла через Карские ворота в Карское море. Сам Пет, встретив здесь льды, повернул обратно. Другое же судно, под командой Джакмана, отделившись от перво- го, погибло без вести. Есть известие, что около этого времени у устья Оби потерпе- ло крушение одно английское судно, прп чем экипаж его был истреблен самоедами. Можно предполагать, что это было судно Джакмана или предшествовавшей экспеди- ции «Moscovy Company». Надо думать, что все эти неудачи обезкураживающим образом подействовали на англичап и у них наступает па некоторое время как будто охлаждепие к оты- сканию нута в Китай и Индию через Арктическое море. Зато большую настойчивость в этом начинают проявлять голландцы. В 1594 году снаряжается первая голланд- ская экспедиция в этих целях. Под начальством Виллема Барренца экспедиция эта на двух судах достигает северпой оконечности Новой Земли и возвращается обратно, натолкнувшись там на льды. Одновременно с этим другая голландская экспедиция, также па двух судах, под начальством Корнелия Ная н Тетгалеса, достигла устья р. Кары, впадающей в Карское море у Байдарыцкой губы. Экспедиция эта также вер- нулась оттуда обратно, но уже по совершенно другой причине. Най и Тетгалес при- няли Кару за Обь и признали задачу отыскания кратчайшего пути в Китай решен- ной, почему им не оставалось уже ничего другого, как возвращаться обратно. В ре- зультате этой ошибки голландцами на следующий год снаряжается уже большая экспедиция нз шести судов, нагруженных денными товарами. Но к большому огорче- нию отправителей, экспедиция кончилась совершенно безрезультатно. Пользуясь указаниями самоедов и встречавшихся при прежних плаваниях русских промышлен- ников, суда голландские проникли действительно в Карское море, но встретившийся тут лед, во избежание риска потери ценных грузов, заставил их вернуться обратно. Тем не менее, в 1596 г. голландцами снаряжается третья экспедиция из двух судов. Одно из них открыло о. о. Медвежий и Шпицберген и вернулось обратно. Другое- судно, под начальством Барренца и Хемскерка, проникло в Карское море, где зази- мовало на восточном берегу Новой Земли. Экипаж этого судпа в следующем году вы- брался в Колу, потеряв от цынги и лишений Барренца и трех матросов. После этой голландской экспедиции происходит небольшой перерыв в плавани- ях к устьям сибирских рек, но не надолго. В 1608 г. снаряжается уже новая ан- глийская экспедиция, под начальством Гудзона. Экспедиция эта носит характер пред- варительной рекогносцировки и в августе уже возвращается в Апглню, т.-е. как раз в то время, когда Карское море свободно от льдов. В следующем году Гудзон предпри- нимает, однако, повое плавание туда же, но слишком рано, почему в начале мая на- ходит Новую Землю во льдах, что заставляет его отказаться от попытки проникнуть в Карское море и направиться в Америку. После плавания Гудзопа попытки отыскания пути в Китай и Индию с ссзера становятся все реже н реже. В истории зарегистрирован лпшь ряд следующих плава- ний. В 1612 г. голландец Фан Горн доходил до 77 град. с. ш., откуда вернулся об- ратно из-за встреченного им льда. В 1625 г. экспедиция Корнелия Босмана прошла Югорским Шаром в Карское море, но вследствие той же причины вернулась обратно в пролив, где при поднявшемся шторме потеряла якоря и была вынуждена пойтп назад. В 1664 г. и 1668 г. китолов Фламипг обогнул с севера Новую Землю и про- шел в Карское море, откуда вернулся обратно, не найдя земли. Имеются известия о-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2