Сибирские огни, 1924, № 5

мя таможенных постов (острожки), по 50 человек, на ост. Матвееве и Югорском Ша- ре. для взимапия пошлины с торговцев и промышленников*). Запретом этим был нанесен непоправимый удар только что наладившейся бы- ло торговле. В течение некоторого времени после запрета, плавания, правда, еще продолжались к устьям Оби и Енисея, хотя и под страхом смерти, так как не мо- жет замереть сразу наладившаяся уже жизнь. Так, известно, напр., что некий Фео- досий Рахманпн 5 раз ходил к устью Енисея и обратно. Но это были уже единич- ные плавания. Год за годом плавания эти редели, сокращались, пока, наконец, не прекратились вскоре совсем. Торгово-промышленное значение города Мангазеи пало, жизнь в нем замерла и исчез смысл самого его существования, а позже он был и вовсе уничтожен пожаром. С тех пор г. Мангазея не возрождался; административ- но-торговая жизнь была перенесена в г. Туруханск, жители разбрелись кто куда, оставшиеся от пожара остатки строении разрушились и исчезли без следа. Самое же место бывшего когда-то бойкого торгового города, с сохранявшейся еще недавно оди- нокой часовней, является в настоящее время одним из самых малоизвестных мест на земном шаре. Вместе же со всем этим прекратился, а потом и забылся вовсе, и налаживавшийся было Северный Морской Путь, вымер, не передав своих знаний потомкам, кадр опытных лоцманов, а становившееся с каждым годом все более до- ступным Карское море получило славу чуть ли непроходимого ледника. Причины, заставившие закрыть Северный Морской Путь и убить город Ман- тазею с его торговлей, были результатом движения, охватившего Западную Европу в конце ХУ и в начале ХУ1 столетий. Правительственные и торгово-промышленные круги Европы, наслышавшись о баснословных богатствах Китая и Индии, задались целью в то время отыскать во что бы то ни стало кратчайший путь из Европы в эти страны сказочных богатств. Следствием этого стремления явился ряд замечатель- ных по своей отважности плаваний в южных широтах, составивших целую эпоху в истории н приведших в копце-концов к разповремепному открытию Америки испан- цем Америго Веспучн и итальяпцем Христофором Колумбом, положившим начало новой эпохи в истории Европы. Это же стремление явилось импульсом к организа- ции ряда плаваний в тех-же целях и в северных широтах. Но в то время, как плавания в южных широтах направлялись, главным образом, на запад, через Атлан- тический океап, плавания в северных широтах направлялись преимущественно на восток, вдоль побережья Европы и Азии, через Северный Ледовитый океан. Этот ряд плаваний в Арктическое море можно рассматривать, как второй момент в истории открытия Северного Морского Пути. Конкурирующими странами в искании пути на восток вдоль северного побе- режья Европы и Азии явились, главным образом, Англия и Голландия. Первой по времени экспедицией этого цикла надо считать апглийские экспедиции 1553 года под начальством англичанина Гуго Виллугбея и итальянца Себастьяна Каббота. Экспедициям этим не удалось проникнуть далеко. Впллугбей с, двумя судами—;Espe- ranza» и «Confidentia» зазимовал на Мурмане, где и погиб с экипажем у устья р. Варенной. Третье из судов этих экспедиций «Edward Eonaventure» под командой Ченслера вошло в устье Северней Двины, где еще не было тогда г. Архангельска. Ченслер проехал отсюда в Москву, где провел зиму и был принят с почетом Иваном Грозным, после чего благополучно вернулся со своим судном обратно на родину, положив тем начало торговым сношенням России с Англией. Через три года один из спутников Ченслера по этой поездке Стефан Бурроу предпринял новое плавание и достиг остр. Вайгача. откуда вернулся обратно. Бурроу сообщает, между прочим, в ре- *) И. П. Толмачев.—«Северный Морской Путь». Труды Об-ва для содействи русскоРГпромышленности и торговле. Т. XXX. 1912 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2