Сибирские огни, 1924, № 5

ми, как Монголия и Манчжурия. Крайне слабо развитая, да и то лишь в последнее время, сеть железных дорог ни в какой мере не может отвечать потребностям разви- вающейся богатой и обширной страны. Возможность же использования ее богатей- ших йодных путей, способных, в иных условиях, и без всяких других рессурсов, сами по себе, вызвать огромный рост населения, торговли и промышленности, па- рализуется тем, что главнейшие жизненные реки Сибири впадают в Северный Ле- довитый океан, преграждающий доступ к ним с внешнего мира. Льды арктических морей являются, таким образом, непреоборимой преградой к сношениям Сибири с внешним миром, с иностранными рынками, а через это и к скорейшему культурно- промышленному под'ему и развитию края. Но действительно ли преграда эта столь непреоборима—вот вопрос, который издавна занимал как пытливый ум исследователя, так и предприимчивый дух про- мышленных и торговых людей, внимание которых привлекалось слухами о басно- словных богатствах Сибири ценной пушниной и золотом. И история свидетельствует нам, как в течение столетий предприимчивые и сильные духом люди и той и другой категории настойчиво старались разрешить этот вопрос, жертвуя на это и силы и средства свои, а подчас и жизнь. Не будем останавливаться подробно на всех полярных экспедициях и попыт- ках проникнуть в устья великих северных рек Сибири со стороны Ледовитого Океа- на, так как это завело бы нас слишком далеко, в силу обширности материала, а отметим лишь главнейшие этапы в истории героической борьбы отважных людей в течение ряда столетий с суровой природой полярного моря, приведшей в конце-кон- цов к убеждению в ошибочности взгляда, признававшего долгое время практическое использование Великого Северного Морского Пути затеей, совершенно неосуще- ствимой. В истории плаваний Северным Морским Путем можно отметить несколько более или менее обособленных друг от друга моментов, вызывавшихся разными при- чинами. Первым и старейшим среди них по времени надо счиуать период торговых сношений севера Европейской России с г. Мангазеей, в низовьи р. Таза, у Тазов- ской губы, начало которого теряется во мгле средневековья. Официальные данные время основапия этого города приурочивают к 1601 году. Но дата эта едва-ли верна. Имеется целый ряд данных, позволяющих думать, что возникновение торговли, а следовательно и пункта регулярного торга, должны быть отнесены к значительно более раннему времени. В Новгородских преданиях можно вычитать, что новгородцы уже в XI столетии ходили до Карского моря, из чего, если это верно, можно заключить, что в плаваниях их заключалась определенная торго- вая цель, которая могла вести их только к устьям Оби и Енисея, ибо никакого ино- го места они не могли искать через Карское море Профессор Буцинский находит основания считать 1364 г. за точную дату, когда новгородцы ходили Карским морем и через речки полуострова Ямала в Обскую губу и р. Обь и «воевали тамошних ино- родцев»*). Известно замечание Лерберга о голландских и английских экспедициях 2-й половины XVI и начала XVII века о том, что экспедиции эти избегли бы боль- ших трудов и несчастий, «если бы "могли пользоваться гидрографическими познания- ми, которые в Великом Новгороде известны были за несколько сот лет до того**). Есть указания, что «жители северной страны для получения мягкой рухляди, как *) П. Н. Буцинский.—«К истории Сибири». Записки Императорского ХарькоЕ- ского университета. 1893 г. Книга I. **) и. В. Востротин.—«Северный Морской П\ ть». Азиатская Россия, т. II, изд. Переселенческого Управления Главного Управления Земледелия и Землеустройства. 1914 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2