Сибирские огни, 1924, № 5

рало выгодные места вне родины. Их не влекло сюда, они с содроганием вспоминали невежественное общество, отсутствие умственной жизни. Лучшие, образованные силы, ученые, таланты—уже не возвращались более на родину. Мы поняли, что такое абсен- теизм. Пылкие, горячие, мы давали клятву возвратиться на родину, служить ей безза- ветно и, окончив или не окончив курс в университете, возвратились домой не случай- но, но вполне сознательно». Ядринцев и Потанин, как мы уже говорили, возглавляли идейное движение колониальной буржуазии. Они определенно отмежевывают себя от народников социали- стов, указывают на кабинетность их рассуждений, заставляющую мечтать об общине, п|-> вратившейся в социалистическую организацию, когда страна не прошла еще перво- начальных ступеней хозяйственной эволюции. Они предлагают гостям дессерт, которые еще ничего и не ели и у которых в желудке революция от голода. Ядринцев мог бы сказать о себе: «Я не специалист, я реальный политик», сознающий, что социалисти- ческое общество возможно только на базе известных ступеней буржуазной культуры. Из этого он делает следующий вывод: современное ему общество должно возглавляться бур- жуазией, так как этого требуют законы хозяйственной эволюции. Ядринцев отдает свои силы колониальной сибирской буржуазии и ее политическое и хозяйственное ук- репление отождествляет с развитием его родины. Колониальной буржуазии начинает в далеком будущем рисоваться ее самостоятельное политическое бытие в виде сибирского государства, выполняющего общечеловеческую миссию соединения двух культур: восточно-азиатской и западной. Но эта общечеловеческая миссия развирающейся бур- жуазии мотив не новый. Хищнику важно иметь не только острые когти, но и мягкую поступь и эластичность движений. У сибирских областников были двойные требования: областнические и обще- российские. Последние выразились, напр., в стремлении к освобождению русской бур- жуазии от гегемонии дворянского землевладельческого класса. «Сибирское общество», пишет Ядринцев, «ждет введения земства, нового гласно- го суда, распространения образования, гарантий личности и лучшего общественного существования. Дарование самоуправления, водворение правосудия и справедливости для этого несчастного края становится тем необходимее, что Сибирь в продолжении все- го прошлого существования испытала много притеснений, несправедливостей и неустройств. Общество желает гарантий для личности и защиты от местного произвола. Паши первые и настоятельные нужды—это введение земства, гласного суда, свободы печати и слова, свободы личности, свободы переселений». (Под этими требованиями во второй половине 19-го столетия мог подписаться и всякий российский буржуа). Чисто сибирские требования сводились к следующим вопросам: 1) отмена ссыл- ки, 2) борьба с мануфактурным игом метрополии, 3) открытие Сибирского университе- та, 4) развитие местной Сибирской прессы, 5) вопросы переселения, 6) вопрос инород- ческий, 7) экономический вопрос об устройстве сибирских финансов. Постараемся коротко изложить основные пункты программы сибирских обла- стников. Ядринцев в своей книге «Сибирь, как колония» по вопросу о ссылке пишет: «Весьма недавно еще с понятием о Сибири соединялось непременно представле- ние о месте ссылки, не более. Заблуждение это доселе еще сохраняется в русском обще- стве к невыгодам Сибири и задержке ее развития. Огромных усилий стоило в последнее время разубедить русскую публику, что здесь не одно сборище преступников, но доволь- но давно уже вполне сформировавшееся гражданское население и место для жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2