Сибирские огни, 1924, № 5

178 д. чудинов рода определяла хозяйственную физиономию населения: развитие промыслов шло по линии наибольшего благоприятствования природы. Этим об'ясняется, что хлебопахатная колонизация была наиболее мягким и до- ступным способом хозяйственного устройства. Первоначальные пути земледельческих поселений шли по местам природных месторождений хлебных злаков. Русский народ шел на борьбу с природой в рукопашную, только со своими мускулами и вот эта чисто мускульная борьба заставляла его захватывать все новые и новые пространства до тех пор, пока он не дошел до естественных пределов расселения. В заботах о материальном обеспечении и устройстве народ вынужден был при- способляться к разнообразным климатическим, почвенным и иным условиям. Характер района или области налагал неизгладимый отпечаток на ш физические, материальные ус- ловия существования народа. Поэтому каждый район в смысле хозяйственном выделялся в самостоятельную обособленную единицу с характерными для того района признаками. На почве харак- терных для каждой области материальных условий нарождалась общественная жизнь области. «Каждый физико-географический оаз налагает свой естественный тип или отпе- чаток на самые основы и постройки поселений. Понятно, поэтому, что для ближайшего всестороннего и подробнейшего изучения историко-географического распределения и земско-хозяйственного устройства русского народонаселения нужно предварительно элементарное историческое изучение его географического распределения и экономиче- ского устройства по частям или по различным географическим оазам, областям и сфе- рам, естественно-продуктивной экономии природы, чтобы потом в связи с дальнейшими исследованиями других культурно-исторических актов народной организации и дея- тельности составить общий философический взгляд на историческое развитие русского народа». Чтобы, следовательно, понять историю народа, нужно обратить прежде всего внимание на об'ективные условия его материальной жизни, причем «философический взгляд» на историческое развитие народа должен базироваться на особенностях эко- номического развития страны. Процесс оформления материальной жизни народа при- вел к многовековой борьбе с пространствами, лесами, непрестанному колонизационному самоустройству на новых местах, борьбе с туземным населением и проч. Вот эта борьба за жизнь, за материальную культуру—составляет главное содержание русской исто- рии. Государство, с его меняющимися формами, было фактором производным, причем не содействующим, а противодействующим естественному развитию народных масс. Цептр народной жизни лежал в области, поскольку она была главной ареной борьбы за материальное существование. Все попытки центральной власти задушить самодеятельность областей, подчи- нить их приказно бюрократическому строю постоянно натыкались на пассивное или активное сопротивление областных масс народа. Областная жизнь была проявлением породной самодеятельности и инициа- тивы. - • Областные провинциальные массы парода в процессе борьбы за свое материаль- ное существование выработали трудовое-материалистическое миросозерцание. Прав- да, материализм трудовых масс народа носил своеобразный полурелпгиозный, полу- мистический кафтан, соответствовавший уровню их культурпого развития, но это был несомненно материализм. Святых угодников, догмы византийского православия всякого рода поверья были приспособлены, переработаны на материалистический лад. «Для того, чтобы знатг., какие умственные и нравственные болезни лечить в на- роде посредством просвещения,—говорит Щапов,—занимающиеся историей русской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2