Сибирские огни, 1924, № 5

Итак, массу нужно деловым путем убедить, как хорошо жить на основе есте- ственно-научного реализма. Нужно в рамках полукрепостнической, полубуржуазной •страны насаждать совершенные экономические ассоциаций;.. Описывая тяжелое житье рабочих по сплаву и рабочих на Енисейских при- исках, Щапов видит причину их тяжелого положения в их умственной «неразвитости, ненаходчивости, недодумчивости». — I5u бы подумали, нельзя ли вам путем сбережения составить складчину и артель и самим на судах плавать на низ Енисея за рыбой и пушниной. — Где уж,—сказали рабочие в один голос.—Никак не приходится нам это дело: первое—нам нечем начать, нечем завод завести, а второе,—ты видишь, между нами нет никакого согласия, видишь, как мы то и дело ссоримся да бранимся из-за пустяков. Вывод один и тот-Же, что и в целом ряде других мест творчества Щапова: «Массу нужпо деловым путем убедить, как хорошо жить на основе естественно-на- учного реализма». Как в деле воспитания нужно применение высших принципов пе- дагогии. так в хозяйственной жизни нужно убеждение в разумности и хозяйственной целесообразности кооперативных форм хозяйствования. Ключ к социальным преобра- зованиям лежит в сознании общества. Масса не идет по пути высших кооперативных форм только потому, что она их не знает или не убедилась в их превосходстве. В этом смысле проповедь Щаиова о кооперативных формах хозяйственной жизни является прямым отголоском великой проповеди хождения в народ. Щапов отдавал дань рево- люционной эпохе. Но для нас сейчас неважно, что Щапов, в сущности, противоречит сам себе: начавши с отрицания идеалов, которые существенным образом не затраги- вают и не исправляют народную жизнь и даже больше того—отскакивают от нее, гак горох от стенки,—он в конце-концов возвращается к идее о целительной благо- творной силе «идеала». Масса, в представлении Щапова, должна быть об'ектом воз- действия со стороны тех лиц, которые поняли громадное значение антрополого-соци- . пластических идеалов. К социальным воззрениям Щапова мы вернемся еще позДнее. Сейчас для нас важно, что Щапов перед сибирским обществом рисуется, как социа лист, отрицающий систему буржуазного хозяйствования. Не будучи политиком, не умея ставить перед собою программы чисто практической деятельности, да и не имея лля этого какой-бы то пи было возможности. Щапов горел ненавистью к разлагающей среде сибирского общества. Мысль Щапова работала в направлении социального преобразования общества. Темную мужицкую массу Щапов хотел поднять до идеалов кооперативной взаимности и освободить ее от власти сибирских толстосумов. Щапов на нолстолетие раньше поднял вопрос о социальном преобразовании •общества, и поэтому он должен был остаться трагической одиночкой. Рядовая масса не могла его понять, вследствие низкого уровня своего развития и по отсутствию ясно сознанных классовых целей. Смерть Щапова застала его всеми покинутым и в его могилу легли вместе с ним идеалы кооперативной взаимности для того, чтобы во- скреснуть в научной теории классовой борьбы. II. Нам сейчас предстоит раскрыть центральный пункт учения Щапова—содержа - ние областнической теории. В одной из первых лекций в Казанском Университете Щапов осветил сущность своей теории. «В настоящее время,—говорил он,—уже утвердилось убеждение, wo в исто- рии главный фактор есть сам народ, дух народный, творящий историю, что сущность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2