Сибирские огни, 1924, № 5
ной жизни, где ничто не шевелит человеческой мысли и не возбуждает ее к деятель- ности. Ни притока новых впечатлений, ни обмена мыслей, ни книг, ни образованных людей—ничего нет для мыслящего человека в нашей мертвой н иасгнвно неподвиж- ной провинции». «Провинциальная пустыня, мертво* 1 царство снов н призраков,-—нуждается в самом разностороннем исследовании. «Совершенно не исследована природа, ее ископаемые богатства, богатства пом- пы, разнообразные естественные возможности для развития промышленности и пр. Народ, сидя на богатствах, не знает, как их использовать вследствие полного отсут- ствия естественно-научных знании. «Идеалы русской литературы и общественной мысли, чередуясь во времени,— совершенно не затрагивают основ жизни. «Жизнь тащится сама по себе, а надежды и стремления мыслящих людей—са- ни по себе». Причина бессилия идеалов, по Щапову, лежит в непонимании современный обществом основных движущих мотивов истории. Идеалы современного общества построены на абстрактных измышлениях в то время, когда основная ось жизни—это вопросы материального бытия. Иначе ска- зать,—программа общественного прогресса должна вытекать из конкретных мате- риальных потребностей самого народа. «Отчего эти идеалы для всех огромнейших провинциальных масс проходит неуловимым голосом вопиющего в пустыпе? Подумаешь, да вглядишься в действи- тельный омут провинциализма,—и невольно задаешься вопросами: да в идеалах ли, в теориях лн заключается та искомая сила, которая должна пробудить и обновить громадный мир русского народа? Бесспорно, что идеалы действуют благотворно на ум- ственное направление и энергию образованных или учащихся молодых поколений. Да ведь пора же не забывать и ту черную рабочую массу, которая в истории так долго и так бессмысленно была забыта, а между тем она составляет главную грома- ду, почти все содержание Россйй, меньшинство перед ней ничтожно». «Не идеалы и вообще не теоретический путь, а экономический утилитаризм есть, на первой норе, лучший путь для того, чтобы мало-но-малу ввести рабочие мас- сы в естественно-научную область реализма». Следующий тезис характеризует Щапова, как утописта. Нащупавши совер- шенно верную исходную точку в освещении основных вопросов истории, Щапов сби- вается на утопический лад. Чтобы низы, народ, пошел за образованным меньшин- ством, ему нужно на деле, параллельно с улучшением (их) материального быта, пока- зать пользу естественно-научного просвещения. «Идеалами и даже школами массы никогда или, но крайней мере, чрезвычайно долго не ввести в великий храм естественно-научного реализма. Для рабочих масс лучшими проводниками и училищами реальных идей и знаний, могут быть: 1) фа- брики и заводы, устроенные на рациональных естественно-научных основах, с возмож- ными естественно-научным и училищами при них, с химическими лабораториями, с механическими и техническими заведениями, с, естественно-научными библиотеками н пр.; 2) разнообразные экономические ассоциации, имеющие целью прилагать есте- ственно-научные знания, идеи и теории к усовершенствованию разнообразных отра- слей народной экономической ассоциации: агрономические, акклиматизационные, скотоводческие, фабрично-заводские или технологические, ремесленные и пр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2