Сибирские огни, 1924, № 5
Забытый предтеча. Д. Чудинов. I. Кто помнит в Сибири А. П. Щапова? Редкие одиночки-интеллигенты. Только полвека нужно, чтобы на скрижалях прошлого стерлось бесследно имя одного из луч- тих сибиряков. Труды, которые по справедливости составляют гордость русской истории, лежат на полках академических библиотек неразрезанными. Только сырые плиты на Знаменской горе*) молчаливо хранят память об этом замечательном уче- ном—мученике. В чем причина такой трагической судьбы? Ярким пламенем вспыхнуть, зажечь русскую общественную мысль, раскрыть перед обществом тайны русской истории, дать правильный ключ к ее пониманию, выстудить со смелым протестом против цар- ского самодержавия—и все это для того* чтобы всеми забытым умереть голодной смертью в «Иркутском Остроге». Афанасий Нрокопьевпч Щапов всю жизнь неутомимо боролся за народную массу и умер верным своему основному учению, творцом н автором которого он был. И все-таки он забыт. Щапов был сибиряком только но происхождению; во всем остальном Щапов был ссыльно-поселенцем, «навозным» в Сибири элементом, человеком, который хо- тел бы, на подобие других ссыльных, петь иеспю: «Ночевала тучка»... Прикованный цепями самодержавия к своей родине, он стремился оттуда возмо- жно скорее уехать. Родина для него стала тюрьмой. Приглядевшись к лицу своей ро- дины и видя в ней господство приобретательских, буржуазных наклонностей, царство сибирских толстосумов,—он отказался от этой родины. Другая родина рисовалась Щапову в тумане будущего—родина кооперативной взаимности. Щапов говорит, что «Сибиряки более корыстны, и буржуазны, чем великорус- ский народ»... «Как буряты, так и русские сибиряки весь ум полагают в «хитро- сти», в лукавстве, в искусстве ловкого буржуазного обмана и эксплоаташш людей бесхитростных, простаков, в ловком шельмовском перехитривании друг друга в те- лах корысти и приобретения». «Жить умственно, по выражению и понятию сибиряков, значит расчетливо ду- мать только о наживе, не издерживать денег без прибыли, вообще хитро, ловко уметь наживать деньги. «Умственный» или «умнейший» человек на языке нх значит хит- рый и расчетливый приобретатель, домохозяин. Слово «добро» на языке и в понятии *) Кладбище на Знаменской горе в Иркутске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2