Сибирские огни, 1924, № 4

Путем многочисленных лабораторных опы- тов и наблюдений автору удалось подме- тить и установить влияние метеорологи- ческих, температурных и других условий на питание наиболее вредной для сельско- го хозяйства Сибири темнокрылой кобыл- ки (Stenobothrus morio). Особенно боль- шое влияние на питание саранчевых ока- зывает линка—переход насекомого из одно- го возраста в другой. Названный фактор является весьма важным при постановке широких работ по борьбе с саранчевыми. Далее помещаются статьи М. Г. Алексан- дровского—«элементы довоенного бюджета» и А. X. Пляшкевича—«Маслоделие Сибири». В первой,—автор на основании работ це- лого ряда исследователей устанавливает исторически сложившиеся нормы довоен- ного потребления с.-х. продуктов сельским населением. Выводы автора значительно облегчают последующую работу по эконо- мическому изучению Сибири, а для те- кущей работы дают ценный справочный материал. * Вторая статья имеет исторический ха- рактер. Материалы, характеризующие си- бирское маслоделие, разбросаны по отдель- ным очеркам и не дают полной картины исторического развития этого огромного •фактора сельского хозяйства. Автор свел эти материалы, систематизировал их и тем привел в полную ясность исторически сло- жившуюся динамику маслодельного произ- водства. Вместе с тем автор выясняет це- лый ряд важнейших вопросов, как роль и значение экспорта, кооперации, и устанав- ливает исторические пути развития сибир- ского маслоделия, что имеет существенное значение и в текущей работе по масло- делию. Обе эти статьи еще в рукописях исполь- зовались рядом сибирских учреждений и редакция «Сборника», отводя для них ме- сто, тем самым помогает правильному раз- решению вопросов сельского хозяйства. В общем появление «Сборников» бес- спорно следует приветствовать, как пер- вый опыт систематизации научных и опыт- ных достижений в области изучения сель- ского хозяйства Сибири. А. Г-ив. Сибирский педагогический журнал —Кни- га первая, вторая и третья 1924 г. Выходит один раз в два месяца. Сибкрайиздат. Н.-Николаевск. —"Содержание книги состоит из следую- щих частей." 1) Педагогический отдел, 2) Практика просвещения, 3) Организаци- онные вопросы, 4) На темы дня, 5) Хрони- ка, 6) Библиографии и 7) Приложения. Педагогический отдел начинается весьма важной статьей А. Ансона «Маркс, Энгельс и Ленин о просвещении». Появление этой гтятьи в педагогической литературе надо признать вполне своевременным, т. к. лет- няя переподготовка учительства одной из основных своих задач имела изучение «Марксизма в педагогике». Прочие статьи этого отдела трактуют, главным обра- зом о новых программах Государственно- го Ученого Совета, рассматривая их с основ- ных точек зрения—труд (производство), природа и общество. Наконец, в педаго- гическом отделе помещены две статьи, касающиеся летней школы: «Наблюдения над природой в летней школе» и «Летние экскурсии и беседы о хозяйстве». Эти статьи раскрывают и раз'ясняют с практи- ческой точки зрения как сущность летней школы, так и разнообразные виды работ учащихся в этот период. Отдел «Практика просвещения»—содер- жит восемь больших статей по вопросам: комплексной программы, связи школы с жи- знью, работ по изучению леса, Дальтон- ского плана и пр. Выделяются две статьи своей жизненной правдой и безыскусствен- ностью: Денисенко — «Школа — Жизнь» и Притышнов—«Наши попытки строить новую школу». Отдел «Организационные вопросы» пос- вящается целиком переподготовке учитель- ства, которая ставится, как вопрос государ- ственной важности; приводится и развива- ется основа программы переподготовки (производство — марксизм—партия). Кроме того, в этом же отделе есть и голос учи- телей с мест, которые заинтересованы пе- реподготовкой и высказываются по этому вопросу, пред'являя к переподготовке свои требования. Следующие отделы—«На темы дня» и «Хроника» состоят из небольших по об'е- му, но интересных по содержанию статей, затрагивающих самые животрепещущие вопросы учебно-воспитательной жизни на- шей современной школы. Читатель натолк- нется здесь на отношение деревни к тру- довой школе, постановку дела в школе по новым программам; на методические вопро- сы преподавания по комплексной системе, на бывшие на местах опыты проведения учительских курсов; есть здесь безыскус- ственные описания проведения дня леса в деревне и занятия детей и взрослых во время школьного праздника—древонасаж- дения. Главная ценность статей этих от- делов заключается в их непосредственной жизненной правде; авторы их—исключи- тельно учителя начальных сельских школ Отдел—«Библиография» - рассматривает новые вышедшие из печати учебники, учеб- ные пособия и руководства; кроме того есть рецензии на книги научного содержа- ния и детские книги. Отдел этот важен для всякого педагога, т. к. знакомит его с современной научно-педагогической ли- тературой, новейшими учебниками для школ разных типов—дает некоторые руко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2