Сибирские огни, 1924, № 4
Г. Войтинский. Ч т о п р о и с х о д и т в К и т а е . С предисловием К. Радека. Гос- \ издат. 1924 г. Стр. 60. Цена 18 коп. «Пока что Китай для многих-сказочная страна, которую от всего мира отделяет «великая китайская стена», за которой ра- стет ароматический чай и где мужчины носят длинные косы». Эти слова тов. Виленского, в предисло- вии к первой из указанных выше книжек, как нельзя лучше подмечают наше «зна- комство» с громадной страной, располо- женной у нас под боком. Современного Китая массовый читатель не знает. Толь- ко в этом году, благодаря событиям в Ки- тае, он чуть чуть приблизился к ознаком- лению с ним. Ряд газетных статей дал чи- тателю самое поверхностное представление о Китае. Дальнейший этап—несколько бо- лее окунуться в то, чем живет страна, к которой обращено сейчас внимание не только всего капиталистического мира, но и рабочих масс. Книг о современном Китае почти нет. Две книжки т. Виленского и книжка т. Вой- ти некого, вот, кажется, и все из массовой литературы. Т. Виленский, один из немногих наших публицистов, практически знакомых с Кита- ем, в своих книжках дал яркую картину ре- волюционного движения и нарисовал об- лик «отца китайской революции», «бес- классового революционера», неутомимого Сунь-Ят-Сена. Правда, можно оспаривать чрезмерно большое возвеличивание «отца», данное в первой из книжек. Иногда он предстает пред нами чуть ли не как единственный источник китайской революции. Можно оспаривать также необходимость в самом тексте помещать полностью обширные письма,речи, декларации Сунь-Ят-Сена. Бы- ло бы гораздо удобнее для читателя, если бы они бйли помещены в качестве прило- жений к книге. Все это относится к пер- вой книжке. Несколько глав второй книжки т. Вилен- ского в настоящее время устарели (они на- писаны в 1922 г.). Но, несмотря на это, все же работы т. Виленского наиболее полны и дают бо- лее широкую картину развертывающейся в Китае борьбы, чем брошюра тов. Вой- тинского, выпущенная Об-вом «Руки прочь от Китая». Ценность брошюры т. Войтинско- го в том, что его материал более свеж и он главное внимание обращает на притя- зания империалистов, в частности англий- ских, направленных против Китая. Все три книжки, после внимательного прочтения, дадут достаточно яркую карти- ну того, что представляет собой современ- ный Китай. Страна не длинных кос и «ароматического чая», а богатейшая стра- на, раздираемая внутренними междуусоби- цами, но с растущим гигантскими шагами капитализмом, рабочим классом и могучим национальным движением, под лозунгом «долой иностранное вмешательство во внутренние дела Китая». J9 М. Дзадовсхий. Б е с е д ы с о б и р а т е л я . О собирании памятников устного творче- ства применительно к Сибири. Иркутск. 1924 г. Стр. 86. Тираж 1000 (Ияц- Этноло- гической секции Восточно Сиб. Отд. Русск.- fc О-ва. Цена не указана. гстгйжка посвящена методике собирания произведении устного творчества. Автор делится наблюдениями личного опыта и приводит замечания других собирателей. Предварительно дана справка о том, что- еще не так давно сибиряка считали неспо- собным ни петь, ни рассказывать. Книжка хорошо издана и может быть рекомендо- вана начинающим краеведам-словесникам. Поэтому необходимо указать на ее круп- ные и мелкие недостатки. Автор ничего не говорит о работе сло- весника в городе. Между тем, как раз те- ма «этнография и современность» может дать наиболее плодотворные результаты исследователю городского фольклора А эта работа предполагает и своеобразные приемы исследования и даже иные формы творчества. В городе мы сталкиваемся с фольклором уличных мальчишек, хулига- нов, проституток, школьников, студентов и т.д., вообще с творческой корпорацией, связанных единством профессии, а часто и общежития (солдатский фольклор). З а- тем идет богатейшая в городах анекдотика (канцелярий) «слухи» (сплетни), крылатые словечки и т. д. Обо всем этом у автора ни полслова, а этот материал—важное средство зафиксировать настроения горо- жанина в тот или иной исторический мо- мент. Сюда же необходимо отнести жизне- описания личностей, почему либо остано- вивших на себе внимание молвы. Подоб- ного рода легендарный материал из эпохи минувшей революции можно черпать обиль- но. Не лишне вспомнить попутно хороший совет Костомарова: «Если этнография есть наука о народе, то круг ее следует рас- пространить на целый народ, и, таким об- разом, предметом этнографии должна быть жизнь всех классов народа». (Собр. соч. т. 111, стр. 721). Все свои соображения автор «Бесед» загружает цитатами и библиографически- ми справками. Автор даже изобретает свои собственные цитаты и приписывает их другим. На стр. 45 мы читаем. «Как говорит один из современных ис- следователей, «теперь уже вполне осозна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2