Сибирские огни, 1924, № 4
то злобно пасмурный, угрюмо-непри- ветный; то бурно-радостный, как жгучий лет- ний зной»... Или: «Так в буре жизненной поэт в ночи обыденной, ненастной льет пламень нежащих песней и жгет живой костер прекрасный». В «Общественности» нет ни намека на •общественность. («О, сколько их чужых знамен, но я—ничей, ничей»)... З а «общественность» выдаются слякот- ные рассуждения и призывы вроде таких: «Пусть вас гнетут непогоды, пусть и цари и народы гонят вас в роды и роды, стойте на страже Свободы с знаменем правды в руках...». В отделе «Настроение» говорится, что .автор «с тоской безотчетной» «мятежной душою» стремится, «никогда не видав», в горы и «безбрежный простор морей»; за- тем—во, не верь этим пышным мечтам», «сад еще не был украшен листвою», «как хороши, они—первые грезы», «я то молюсь и грущу», «светские цепи», «ты знаешь, что царит в душе моей усталой» и т. д. и т. д. Последний отдел автор сам считает сла- бым (как будто здесь может быть мера слабости!); зато в отделе «Любовь» («нет, не забыть никогда этой несчастной любви» и прочее) я нашел «перл»,— самое запоми- нающееся стихотворение (хоть посмеяться можно!) из ста сорока. «Кто первый женщине раскрыл жестокой плоти власть, тот бегемот иль крокодил— все будет ей навеки мил, все будит жар и страсть... Но кто спешил стезей мечты и в сердце к ней стучал, тот, будь хоть райской красоты, не завлечет ее в кусты и сам навек пропал!»... Остается, в тон автору, закончить сил- логизмом. И. Городецкий—поэт. Поэтам свойствен- но «спешить стезей мечты». Следователь- но, Городецкий «спешил стезей мечты». Таким образом у него ничего с кустами не вышло, и он может считать себя «навек» пропащим. «Братья писатели, в нашей судьбе что-то лежит роковое». Есенин. « М о с к в а К а б а ц к а я » . Ле- ниград. 1924 г. „Песни, песни—о чем вы кричите. Иль вам нечего больше сказать.,, Есенин. Вышла новая книга Есенина «Москва Кабацкая». Читатель не найдет в этой книжке преж- ней, цветистой свежести и весенней лег- кости. Притоны Москвы не могли не оста- вить на творчестве Есенина растлевающе- го влияния. Слово этого художника, преж- де такое крепкое и убедительное, по- бледнело. Можно ли было ожидать от ясного Есе- нина, лучшего лирика избяной Руси, та- ких жутких своей усталостью строк, как в «Москве Кабацкой»! Безысходная тоска о родном крае, куда он теперь не может вернуться, кажется нам не перепевом самого себя, а траги- ческим разрывом с тем, что, безусловно, питало талант Есенина. Изменилась и певучесть Есенина. Встре- чаются тяжелые и неприятные строки. «Как о ком-то погибшем живом». Книга «Москва Кабацкая», нерадостная книга, с надрывом, с выкриками. Не верится всему этому. И жадно хочет- ся сказать Есенинскими же словами. «Ничего. Я споткнулся о камень Это к завтраму все заживет», Н. Г. Деев-Хомяковский и Н. Нефедов. «С а р а- а н». (Простые песни). Москва. Издание сероссийского Союза Крестьянских Писа- телей. 1924 г. В Москве „процветал" когда-то Сури- ковский литературно-художественный кру- жок. Теперь вместо кружка „Всероссий- ский союз крестьянских писателей". Гром- ко и внушительно. Деятельность прежнего кружка заключалась в издании бледных стихотворений своих членов. Были попыт- ки издавать журнал, но кроме провала— истощения худосочного кармана союза— ничего не получилось. Та же работа про- должается и сейчас. Союзом издана книга стихотворений „Сарафан - (Простые пес- ни)—Деева-Хомяковского и Нефедова. Ав- торы не новичны. Книгу прочесть-стоит не малого труда, но кроме неприятного осадка книга ничего не дает. Словарь авторов однообразно бесцветен. У Нефедова—„зорька алая", • кудри смольные", „коса шелковая", „пес- ня буйная'" „парни чернобровые", „девуш- ки, красное солнышко". У Д.-Хомяковского — „Волна бурная", „челн несется, как птица", -даль безбреж- ная". Из гневных туч крестьянин кует меч, из скошенного сена—щит.(!) Оковы, цепи, сети, кровавый капитал и т. п. бу- тафория.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2