Сибирские огни, 1924, № 4
Стих Несмелова везде превосходен, риф- мы полнозвучны. Его книжечку следует прочитать нашим молодым поэтам. Из недостатков приходится от метить несколько неудачных заглавий и обычную в наше время «концеболезйь»,—заключи- тельные строфы некоторых стихотворений слабы и неожиданно меняют замысел. В. Итин. Павел Антончик. Г у д к и (Стихи). Издание рабкорского кружка Омдора. 500 экз. Омск. J 924 г. -В книжечке Антончика 44 страницы те- кста, 44 стихотворения и 44 шрифта. Эта типографская экзотика, очевидно, не на- ходится ни в какой связи с конструктив- ными замыслами автора. Напротив, он прост, как ойрот, или киргиз, поющий под флейту арбы о всем, что увидит. Киргиз поет о ковыльных степях, ойрот о белых туманах Алтын-Куля, золотого Телецкого озера, которое кормит свой народ рыбой, рабкор Антончик—про свою газету „Рабо- чий Путь", про пильщиков, плотников, пионеров, марксистские кружки, ремонт- ных рабочих, поденьщиц, швей, комсомо- лок и т. д. Если книжечка Антончика попадет ку- да-нибудь заграницу, она будет злорадно использована: вот, дескать, пролетарская литература, какая убогая. Но в детской непосредственности Антончика его един- ственное маленькое очсрование. Поэтому, многие песенки, вроде «Пионерской» мо- гут пригодиться для хрестоматий, детских книг и т. п. Большинство стихотворений, повидимому, печаталось в «Рабочем Пути». Этим, разу- меется, и следовало бы ограничиться. Преж- девременное издание для поэта вроде ран- ней страсти—всегда вредит. В ближайшее время Антончику следует прочесть хотя бы простенькое руководство по теории стиха, откуда бы он узнал, почему нельзя без конца рифмовать глаголы («вздрем- нуть—дают») и многое другое. Строгое от- ношение к своему творчеству—единствен- ное спасение. Нельзя писать: «С песнею молотом машет кузнец», потому что мо- лот не платочек у барышни. Нельзя мазать суриком солнце, небо, весны, маяки, дни, песни все на свете. Сурик останется су- риком, а революция революцией и чтобы отразить ее в поэзии, надо много, очень мнг.о различных красок. В. Итин. Иван Городецкий. Итоги. Выпуск I. Сти- хотворения. Издание автора. Тираж 500. Семипалатинск. 1924 года. «Может ему это очень еажно—писать стихи... Пусть пишет-»,— каждый день ду- маем мы словами Блока, деликатно возвра- щая разные оды и эллегии неисчислимым «поэтам»; но когда вдруг получаешь целую помойную яму таких стихов уже напеча- танными, самое доброе сердце невольно ожесточается. Из предисловия к «выпуску первому» «Итогов» узнаем, что тетрадь представляет собой нечто вроде собрания сочинений ав- тора, за исключением стихов весьма неж- ного возраста и части «материалов», уте- рянных «к сожалению» во время революции. «Главною целью настоящего выпуска», за- являет автор,—«является желание охватить лишь наиболее существенное из написанно- го, преимущественно в области лирики. В ре- зультате здесь помещено, примерно, до по- ловины накопившегося за 10 лет матери- ала, не считая мелких набросков. «При произведенном отборе я руково- дился, прежде всего, формальной закончен- ностью и сравнительной удачностью, а равно характерностью отдельных пьес. Но одновременно влияло и стремление к воз- можно полному отражению различных взглядов и настроений, имевших более важное чисто личное значение в разные моменты. Самое размещение свелось лишь к грубой разбивке пяти крупных система- тических отделов: «1- Жизнь, 11 - Общест- венность, III—Настроение, IV—Любовь и V—Природа—с сохранением внутри послед- них строгой хронологии, как наиболее со- ответствующей общим целям издания». Как видим, автор, несмотря на «моло- дость лет», относится к своим почтенным трудам с профессорской серьезностью. Мож- но подумать, это не Иван Городецкий, а Валерий Брюсов пишет предисловие к сво- ему «Кругозору». Естественно, что великие деяния великих людей нуждаются в помо- щи преданных поклонников: «Я должен выразить здесь глубокую благодарность»,— заканчивает автор свое предисловие,— «тем нескольким лицам, с помощью коих проведена вся подготовительная работа по изданию, произведен самый отбор отдель- ных пьес и проч.». Какую же мышь породила эта гора? Утверждая, что ни один посторонний автору читатель, кроме корректора, зав- гублитом и т. п. скучной публики, не про- чел и не сможет прочитать всех «Итогов», до того они скучны, я вовсе не намерен кого-либо водить по пяти адским кругам этого сочинения. Здесь допустим только аэропланный полет, с единственной целью— показать, что читателю надо, как можно скорее отучиться ассоциировать слова «стихи» и «поэзия». В первом отделе «Жизнь» (см. Надсона) читаем: «Жизнь наша только сон, то ласковый и светлый, как дни весенние с их кроткою красой;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2