Сибирские огни, 1924, № 4
Раскольниковская гордость и презрение: «Брат на брата, или клоп на клопа». Лаконизм изложения—чисто военная ди- намика событий, яркость политического «зигзага», картины недавнего прошлого все это связано в крепкий узел. Над всем изложением царит тень апокалипсического Коня Вороного, с мерой в руках, который взвесит в будущем ошибки и жертвы ка- ждого и оценит беспристрастно роль ка- ждого. Конь Вороной - образ будущего суда истории над нашими современниками. Савинков ничего не советует и никуда не зовет. Он показывает ужасы граждан- ской войны и спрашивает самого себя: зачем? Книгу прочтут тысячи русских. Путь его—путь тысяч непризнававших Октября интеллигентов. Этот кровавый путь пройден, еще одна страница русской истории перевернулась. ' «Стройка» Литературно'-художественный альманах № 1, Ленинград. Изд. «Прибой» 2924 г., тираж 3.000, стр. 208. Альманах «Строит» является не первой попыткой ленинградских пролетарских пи- сателей выявить свои силы. До этого там, при Пролеткульте, издавался журнал «Гря- дущее», до этого все молодые писатели и поэты успели выпустить по две-три книж- ки своих творений, бесцветных, однообраз- ных настолько, что если бы все эти бро- шюрки переплести в одну книгу и обозна- чить одной фамилией, читатель принял бы это творчество, как творчество одного лица. Но это в прошлом. Радостно отметить, что альманах в це- лом представляет отрадное явление на фоне пролетарской литературы. По нашему мнению, к лучшим рассказам в альманахе следует отнести «Конфуз всей деревни» И. Кологривского. Автор прекрас- но знает быт деревни, ее язык—живой и сочный,—ее отношение к власти и проч. Тема рассказа такова: продуполномочен- ный Костомаров в деревне, где собирал продналог, полюбил девушку-крестьянку. Они тайно от родителей регистрируются, но когда об этом узнает крестьянин Про- щалыга, то он поднимает бучу. Он рассуж- дает так: —«...при чем продналог, ежели по любви с Манькой. А ежели любовь и прод- налог, то действо супротив Советской вла- сти». Он не верит ни в «мандату» Костома- рова ни доводам. —«Я, брат, все порядки знаю и всякий смысел понять могу». Чуть не избили на сборне продуполно- моченого, но когда нашелся делегат от волости, который раз'яснил всем по ман- дату Костомарова его права, тогда один мужик заявил Прощалыге. —«Вредный человек. И не человек, а прямо тебе скажу, конфуз. И даже для всей деревни». И постановили: «Признать Никитку Прощалыгу гражда- нином не действительным, потому, как вредный илимент». Рассказ в деталях выполнен хорошо. Не плохой рассказ дал Геннадий Фиш «Генерал Корнилов», из эпохи борьбы с Деникиным на юге России. Прекрасна также небольшая повестушка М. Карпова «Апрельские прели» (правда, заглавие несозвучно). Об отрывке JX- Четверикова мы гово- рить не будем, поскольку он уже печатал- ся в «Красной Нови» («Атава»), Слабым и несколько неудачным надо признать рассказы: А. Крайского «От печ- ки» и два рассказа Тверяка. В них много надуманного и мало жизненного. Поэты (если не считать Тихомирова и Левина) в альманахе выступают со стиха- ми вполне отработанными и в большинст- ве с бодрым настроением (Евг. Панфилов, А. Крайский, Б. Соловьев). Стихи Евг. Панфилова «Комсомолье» и «О подлинном коммунисте»—прекрасные строки о наших днях. Поэт еще слишком молод, но он чувствует «нутром» утвержде- ние новой правды жизни и в третьем сти- хотворении говорит: «Я полюбил соленые года, Я полюбил их взлеты и паденья; Когда бежали дни, как провода, России я ловил сердцебиение». Совершенно обособленно выделяются сти- хи А Иранского своей напевностью и об- разностью: «Я забыл, я ничего не помню; Я прошедшее, как лампу, потушил; Стало тише и уютней и укромней В комнате моей души. Опустились радостно ресницы, Занавески утомленных глаз...» По этим немногим строкам заметен рост А. Крайского, перешагнувшего через свое молодое буйство, а может—шаловливость— «снять с неба солнце». Этот период про- шел, и теперь художник идет твердым ша- гом к своей цели. Поэмы Ив. Васильева «Город» и В. Ычх- нина «Летчик»-интересны по содержанию и по увязке фразы. Повторяем, как отдел прозы, так и от- дел стихов (в общем), подобраны хорошо. В конце альманаха помещена пьеса в 3-х актах Макса Жчжмор «Фигуры». Пьеса интересна, написана живым языком так, что чувствуется—автор хорошо зна- ком с театром. Эта пьеса, пожалуй, отно- сится к лучшим вещам, написанным на- шими драматургами за последние годы. Кондр. Урманов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2