Сибирские огни, 1924, № 4

С чем надо энергично бороться, так это с идейными недостатками школы. Несмотря на многие факты, показывающие, что школа твердо вступила на новый путь, идеи трудовой школы прививаются и воплоща- ются в жизнь не так быстро, как бы хотелось. Ряд экскурсий, о которых учащимися дано много подробных и инте- ресных отчетов, конечно,—новая и свежая струя в старых методах препо- давания и обучения, но недостаточная. Новый школьник еще не научен мыслить производственно. Он все еще большой книжник. Эта книжность доходит иногда до странности. Вот тетради с «ученическими сочинениями». Вы перелистываете и не верите глазам: да не «сочинения» ли это учеников VI класса какой-либо Н-ской гимназии, написанные во время блаженной памяти Кассо? Темы, трактовка их—все одинаково. И какие темы! Вот некоторые из них: «Печорин. Характеристика по роману Лермонтова «Герой нашего времени»,. «Общество по роману «Евгений Онегин». «Евгений Онегин, как родона- чальник лишних людей». «Характеристика Софьи по комедии «Горе от ума» и т. п. Некоторые сочинения написаны «по плану» и имеют даже «заключение»,—совсем по-семинарски. Мы хотим вырастить молодое поколение, совершенно свободное от всего, что искажало и уродовало наш «духовный мир» в эпоху царизма. Оно должно быть воспитано в пролетарском, советском, коммунистиче- ском духе. Так, как воспитывается комсомол и пионеры, должны быть воспитаны и все школьники С. С. С. Р. Труд, энергия, идеалы коммунизма—вот тот фундамент, на котором должна быть построена наша школа. Уже теперь советского школьника надо воспитывать в духе «желез- ного века», века электричества, авиации, химической войны. Уже с детства он должен жить и мыслью и мечтой в этом мире, а не в мире старых романов среди Печориных, Онегиных, Рудиных, Лиз Калитиных и т. п. Не плохо будет, если советский школьник будет немного и мечта- телем, но не о луне, свиданиях и стишках, а о постройке больших и сложных машин, о прорытии каналов, о грандиозных железно-дорожных путях, о постройке новых гигантских общественных зданий, о новых шах- тах и копях и т. д. И в это же время он должен быть и практиком—расчет, учет, смета, план, схема, чертеж с первых групп должны быть воспитательны- ми элементами новой школы. Школьные выставки наглядно показали, что мы на пути к осуще- ствлению этих идеалов. Дело всех в СССР—содействовать их полному воплощению в жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2