Сибирские огни, 1924, № 4

«А который раз опаздываешь-то?»,—спрашивает сердобольный товарищ. -—«В прошлую четверть никак шестнадцать раз опоздал»,—и, спустившись вниз и усевшись на диван, терпеливо ждут следующего звонка. Вот и звонок. Успевши улизнуть от учительницы, ученики идут-в класс. Открывают дверь и храбро перешагивают через «кучу малу», ко- торая валяется по пыльному полу, а наверху сидит с довольной физио- номией победитель и колотит кулаком по спинам. Вот здесь в углу на диване сидят ученики и орут во исе горло куплеты, а вот испуганная ученица кричит: «Ах, оставьте же меня, ну, оставьте-же!». Но ее не слушают и сдирают шапку, шубу, наряжаются сами и важно шагают по классу. Через полчаса возвращают все хозяйке, но в каком плачевном виде! Поднимается куча пыли такой, что невозможно дышать. Пыль за- лезает в нос и вызывает чихание. Но вот возвещают: «звезда на горизонте», и все один через другого лезут на места. Проходит урок. На следующую перемену, едва затворяется дверь за учительницей, устраивается верховая кавалькада. Один верхом на другом скачет в галоп по классу и всадник хлещет лошадь по спине. Немало достается и девочкам. У той под глазами синяк, у другой нос содран, у третьей голова разбита, но они храбро переносят все жизненные невзгоды и не отстают от своих товарищей. Занятия кончены. Гурьбой идут ученики домой по лестнице, но каж- дый старается идти сзади всех, потому что если пойдет первый, то со- считает носом все ступеньки, а услужливый товарищ поможет ему в этом. В темноте слышатся окрики: «Ой, ногу отдавил!» «Где моя шапка?». За- тем визг, и стрелой летит по лестнице несчастная, сопровождаемая толч- ком в спину. День кончен. Завтра то же. И так пройдут дни однообразные и бестолковые». Эта небольшая статейка сразу вскрывает перед нами все темные стороны нашей школы: недостаток нравственного влияния учащих, гру- бость школьных отношений, скуку уроков и учения вообще. И крик ав- тора: «И так пройдут дни однообразные и бестолковые» идет из глубины сердца. Он сумел оглянуться вокруг себя, понял и ужаснулся. К счастью, такие школы—исключение. Нигде больше таких описа- ний мы не встречаем. Правда, и в других школах не без темных сторон. В одном журнале пишут: «Каждый день в школу приходят С. (бывш. уче- ник) с компанией. Что они приходят—это не беда. Беда в том, что они безобразят и шумят, не обращая внимания на болезнь К. Н. (учителя)». В другой школе «началась какая-то эпидемия краж. Пропадают вещи у драмкружка, у клуба, у отдельных лиц. Правда, и в прошлом году пропа- дали книги, но таких размеров пропажа еще не достигала». В третьей жалуются на то, что «в нашей школе и в нашем классе имеет место одно прискорбное явление, а, именно: мальчики и девочки держатся от- дельными, обособленными лагерями, почему—неизвестно». Помимо иногда неудачного подбора учительского персонала большим недостатком сейчас в школьной работе является слишком большая пере- груженность учителя. Этой перегруженностью и об'ясняются многие тем- ные стороны нашей теперешней школы. Но это—временное явление. Когда школе можно будет уделять больше средств, тогда и учителя будут раз- гружены от непосильной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2