Сибирские огни, 1924, № 4
Вот, напр., одна запись: «Сегодня Лена спросила у И. Т.—будет ли елка. И у нас с этого начался спор о том: есть ли бог, но А. В. сказал, чтобы мы устроили в свободное время об этом спор». Итак, вместо того, чтобы воспользоваться таким прекрасным случаем и маленькой беседой заронить в детские мозги несколько материалистических истин, А. В. предпочел ловко увильнуть от своей прямой обязанности в советской школе, так чтобы и невинность (как же против бога!) соблюсти и капитал (советский учитель!) приобрести. Но в теперешнем учительстве встречаются и другие недостатки, а главный—отсутствие энтузиазма^ творческого порыва и часто просто «ленца». Вот что пишет одна экскурсантка в своем отчете об экскурсии в лес: «Только наших преподавателей где-то нет, наверно еще нежатся в мягкой постельке после вчерашней веселой прогулки, я уверена, что каж- дому из них т акже хочется итти с нами, как нам с ними». Другая пишет о другой экскурсии: «Все посинели, тряслись от холода и не знали, итти ли нам или нет. Мы ждали математика часа полтора, некоторые уже ушли домой. Через несколько времени с удивительно кислой физиономией при- ходит наш математик»... Эти записи взяты из журнала 6 группы одной школы. Но такое отношение к своей роли, !как руководителей, замечается не только по экскурсиям, но и на уроках. Часто на уроках в буквальном смысле слова убивается время—только бы прошел час. Примеров из уче- нических записей достаточно: «Второй урок было чтение. Наш учитель читал нам путешествие на Южный полюс. Но там было мало сказано про это, все описывали капитанов и ученых, и э то было совсем неинте- ресно. Скоро и учителю надоело читать это, и он стал читать недокон- ченный рассказ «Мери». Но дочитать его мы не успели—зазвонил звонок». Другая запись: «Второй урок у нас должна быть геометрия. Но ее не было, нам В. П. читал книгу Покровской, под заглавием не знаю какая книга. Третий урок должна быть природа. Но нам опять продолжали чи- т а ть книгу». Третья запись: «Второй урок должен быть история, но истории у нас не было, а взамен истории нам читал Н. Н. книгу путешествие на Южный полюс, третий урок нам тоже читал учитель ту же книгу, которую он читал во второй урок». Из тона этих записей можно судить, что представляло из себя это «чтение». «Но вот задорный колокольчик гонит в класс. Мы все нехотя идем»,— пишет один школьник. Оно и вполне понятно. Если на уроке его ждет не возбуждающая его мысль работа, а усыпляющая—«чтение», то он не- хотя пойдет в класс. Не во всех школах удовлетворительна и внешняя обстановка школь- ной работы. В каких условиях протекает иногда жизнь школьника—пока- зывает замечательно правдиво написанная «Сценка из жизни учеников» («Юные мысли» № 1, журнал VII группы 16 сов. школы). Вот она: «Звонит предательский звонок, возвещая близость урока. По грязной лестнице тянутся ученики с заспанными физиономиями, раздирая, сколько можно, рты от зевоты, и говорят сонными голосами: «А чтоб они подох- ли эти уроки, не дают выспаться, проклятые, какой первый-то?»—«Физи- ка».—«У, провалйться!»,—и, тяжело вздыхая, лезут все наверх и наверх. Увидя, наконец, чуть не на потолке свою классную дверь, прильнув ухом к замочной скважине, слушают: «Опоздали опять. Ну, наплевать!»—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2