Сибирские огни, 1924, № 4

учебнику, заданное записывалось в дневник—в этом заключалось изуче- ние предмета. Отсюда книжность, нежизненность приобретаемых в школе знаний. Старая школа начиняла ученика массой самых разнообразных знаний, но разобраться в них он был неспособен, об отношении их к жизни составить самостоятельного мнения он не мог, ориентироваться в окру- жающей его природе и общественной жизни—также. Новая школа основывается на принципах трудовой школы, стре- мится сделать свои знания наглядными, практичными, одним словом, нужными для строительства новой лучшей жизни. В том материале, который имеется в нашем распоряжении, разбро- сано не мало всяких сообщений, отражающих новые методы обучения. . Большое значение в жизни школы теперь приобрели экскурсии. Имеется много отчетов о разных экскурсиях, то в форме личных впечат- лений, то в форме деловых сообщений. И куда только не делаются теперь экскурсии! Вот некоторые, о ко- торых имеются отчеты по разным школам. Экскурсии социального кружка в детдом и на выставку работ до- школьника. На сельско-хозяйственный склад. На колыванскую крепость. На завод «Труд». В деревенскую избу-читальню. В музей и т. д. и т. д. По вынесенным впечатлениям видно, что. экскурсионный метод до- стигает своей цели, при условии, конечно, предварительной подготовки экскурсии. В противном случае, экскурсии превращались в простое и •часто неприятное препровождение времени. VIII. Перед нами ряд школьных журналов. В них так или иначе отрази- лась умственная жизнь молодого советского поколения. В рассказах и, главным образом, стихах (так как почти везде стихи лучше прозы) мож- но уловить те настроения, которыми живет теперешний школьник. Что же представляет творчество наших школьников? Если обратиться к прозе—рассказам, то мы будем поражены тем, как мало взято тем из рабоче-крестьянского быта. Как будто пишут де- ти не из рабоче-крестьянских семей. Например, вот как начинается одна повесть. «Зажглось электричество. Оно красиво осветило русые и черные головки юношей и девушек, которые или мирно разговаривали, собрав- шись группой у окна, или играли в шашки, а некоторые слушали музы- ку, сидя у пианино, на котором играла девушка с красивыми карими глазами и с прической черных волос, как у Мадонны, которая необыкно- венно шла к ее красивому личику». И в таком духе имеется, как это ни странно, несколько рассказов, и очень длинных. Как уже сказано выше, война, революция и разруха мало отрази- лись на душевной жизни молодого поколения. Это вполне сказалось на прозе. Только в одном журнале встретились воспоминания о «тяжелом годе»—1921, да и то не в форме личных переживаний, а скорее итогов чужих сообщений о голоде в Поволжье. В одной повести: «Все война» разработана тема гражданской войны, как убийства брата бра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2