Сибирские огни, 1924, № 4
Уже с 10—12 лет советский школьник начинает вести обществен- ную жизнь. Вот отчет одного мальчика, лет 12, о детской конфе- ренции: «Первая всеобщая городская детская конференция. 9-го февраля в клубе городского комсомола было детское заседание, на котором были делегаты, выбранные из школ, и пионеры. Большой зал был наполнен детьмм 12, 13 и 14 летнего возраста. Вот вышел мальчик-пионер и сказал, что сейчас начнется. Вдруг разговоры притихли, и все дети серьезно приступили к делу. Первый доклад был о пионерах, второй—что такое буржуй и пролетарий, третий — о беспризорных детях. Во все это время сидели тихо. Особенно оста- новил внимание доклад о беспризорных детях, и все подняли руки помо- гать им». Побывав раз-другой на такой конференции, малыш должен невольно заинтересоваться многим, а заинтересовавшись и поговорить о слышанном ;и виденном с соседом по парте—в результате общественное мышление. Но детские конференции сравнительно редки. Самая оживленная обще- ственная работа ведется в самих школах, на школьных собраниях. Вот записки из дневника 4-й группы одной школы: «Сегодня у нас было общее собрание, обсуждали некоторые воп- росы: о вечере, о драматическом кружке и школьном совете; выбрано было два человека. Потом мы сделали групповое собрание, тоже решали некоторые вопросы: выбор председателя, выбор секретаря, о поведении учащихся во время занятия, о выборе комиссии по соблюдению класс- ной чистоты». «4-го декабря. Сегодня у нас было общее собрание, говорили о дра- матическом кружке и других вопросах». «8-го декабря. Сегодня у нас было собрание IV и V групп, обсуж- дали некоторые вопросы: о переименовании школы, о переносе собраний со вторника на субботу и другие». «11-го декабря. Сегодня у нас было общее собрание. Обсуждали вопрос о помощи германским детям. Решили им помочь и поставить платные спектакли». Школьная «конституция» имеет приблизительно следующий вид; выбирается «учком» (ученический комитет), который руководствуется «инструкцией», вроде следующей, выработанной учкомом одной школы: 1) Состав ученического комитета—10 чел., по 2 человека от группы (мальчик и девочка). 2) Учком несет ответственность перед коллективом учащихся за выполнение постановлений коллектива, 3) Члены Учкома являются представителями в школьный совет (по 1 чел. от каждой группы) и т. д. Общественная жизнь школы, конечно, не ограничивается лишь «по- литической» деятельностью. В различных кружках она не менее ожив- ленна, сливаясь здесь с учебной работой. Вот выдержки из школьной хроники одного журнала: «В школе работают, согласно постановления коллектива, научные кружки: 1) физико-математический; 2) естествознания; 3). социальный и 4) литературно-художественный». В этой же школе существует еще так называемый «Комразраз» (комитет разумных развлечений). При «Комразразе» образованы кружки: 1) драматический; 2) спортивный мужской; 3) спортивный женский; 4) де- кламационный; 5) музыкально-вокальный и 6) струнный оркестр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2