Сибирские огни, 1924, № 4

В одном журнале V-ой группы имеется такое стихотворение: ИЛЬИЧУ. _ Ты вождь-пролетарий, наш гений великий, Ты спас пролетарьев от ига врагов, От ига буржуев, от ига тиранов, От ига проклятых, негодных царьков. Ты умер, оставив свои нам заветы, Ты дал наставленье, как надо нам жигь. ...Мы будем стараться их все изучить! Но всего милее стихотворение какой то 11-12 летней девочки, за- писанное ею в общий дневник-журнал. Вот оно: На смерть В. И. ЛЕНИНА. В холодное зимнее утро Над русской великой землей Раздались тысячи вздохов: На век уснул вождь мировой. Не стало великого вождя пролетариев. Буржуи все рады тому. Но вы не забудьте, буржуи, Что самые маленькие дети, и vie Держатся крепко за власть свою. И как дополнение может служить выдержка из одной редакционной статьи в журнале: «А мы, ученики, хотя еще и молодые, клянемся у открытой могилы Ильича в том, что и мы, когда будет нужно, сумеем постоять за Респуб- лику и пойдем по следам Ильича все вперед и вперед». VI О какой-либо общественной жизни в старых школах, конечно, го- ворить не приходится. Допустить самоуправление учащихся—да, ведь, э то полнейший подрыв всех тех основ, на которых зиждилась старая школьная система! Куда тогда делись бы страх и чинопочитание, так усердно внедряемые в умы и сердца тогдашних школьников. Теперь школьник чувствует себя не только учеником, но и малень- ким гражданином своей маленькой республики—коммуны. Он собирается теперь на конференции, выбирает делегатов, группкомы, учкомы, состав- ляет «конституции» для сроей школы, утверждает или отвергает их. В своей школе он уже готовится к обязанностям советского гражданина и не только на уроках обществоведения, но и на деле. И школьники пре- красно сознают значение этой практики. В обращении к читателям редакция «Школьного Луча» (изд. стар- ших групп 3 совшколы) пишет: «Мы—будущие строители жизни—должны уже приучаться, привыкать к общественной жизни». В другом журнале т ак говорится о новом поколении: «Да, уважаемые читатели, прошло то время, когда молодое поколение причисляли к разряду недозревших и и неокрепших птенцов. Настало новое время, а с ним и «новые птицы» и «новые песни»—труда». В третьем журнале: «Перед молодежью ста- вится боевая задача—подготовить достойную смену труженикам». Сознавая себя вполне равноценными другим, старшим, поколениям, но только действующими в другой, несколько замкнутой, сфере—совет- ские школьники с увлечением отдаются общественной работе, при чем эта работа не носит искусственного характера, а имеет значение вполне практическое для школьной жизни и быта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2