Сибирские огни, 1924, № 4
ной пыткой. Ученик вечно жил под угрозой каких-нибудь напастей, и они-, обильно сыпались на его голову, то в виде выговоров, то «двоек» и «ко- лов», то «безобедов» и т. п. Невольно душа сжималась, выростали раб- ские привычки, из ученика рос будущий слякотный и послушный обыватель. Эти новые отношения ученика и учителя характеризуются рядом упоминаний в дневниках и журналах об учителях. Видно, что некоторые из них пользуются большим авторитетом: «Такой-то то-то сказал, такой-то остался недоволен тем-то» и т. п. Но иногда отношение учеников к своим учителям бывает и довольно ироническим, о чем дальше. V. Если у советского школьника нет никаких фетишей и он твердо сознает, что «никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь, и ни герой», то это совсем не значит, что он никого не чтит и не любит. «Через несколько минут я услышала нескладные звуки. Они были приятны для сердца. Сама же я не могла петь ни одного звука, потому что мне не давали слезы. Я плакала с сожалением о Ленине, как о род- ном дяде»,—так пишет 12-13 летняя девочка в коллективном дневнике. Учащееся поколение знает и любит великого вождя. Его смерть выз- вала со стороны школьников усиленное к нему внимание. В журналах ему было посвящено много статей, освещающих его жизненный путь и излагающих его учение. Нередко слабы эти статьи, но во всех их скво- зило полное понимание великого значения Ленина для освобождения тру- дящегося человечества. Ему были посвящены многочисленные стихотворения, которые боль- ше, чем статьи, говорят о понимании школьниками Ленина. ВОЖДЬ. Чу! Свист заводов, моторов, машин. Звон каланчи, шум и говор, Народ... Что случилось? Умер наш вождь, Умер опытный кормчий корабля революции! Один ученик IV группы вполне уяснил себе значение Ленина и вы- разил э то правильно, хотя и в неуклюжих стихах. О ЛЕНИНЕ. Прощай, наш умерший Ленин! Расстаться настало нам время с тобой. Защитником был ты рабочих. Прощай! Ты умер, друг рабочих! Ты добивался для них, чтобы Не сосали кровь из них. Ты сверг царя с престола для рабочих, Чтоб дать им отдых, волю. И дал ты им, теперь же умер. Вечная память тебе! «Ленин умер, но жив ленинизм»—этот лозунг учащиеся сразу себе усвоили твердо. «Мы же заветы твои не забудем, Дело твое до конца доведем!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2