Сибирские огни, 1924, № 4

возглашались многолетия в церкви, о царе гласили песни, которые рас- певались в школе. О царе под разными именами говорила история, пре- подававшаяся по «Пуциковичу» в низших и средних школах. Так с детства, со школьной скамьи, питались столь необходимые для царизма и помещичье-капиталистического строя чувства страха и уважения перед фетишами—богом и царем, а через них и перед предста- вителями их власти на земле, начиная с городового и псаломщика и кон- чая министрами и митрополитами. Октябрь смел трон земной и пошатнул трон небесный. В новой школе нет места никаким фетишам—ни богам, ни царям, нет места в ней ни духу чинопочитания и благоговения, ни страха перед кем-нибудь или перед чем-нибудь. И новая школа сумела уже воспитать своих питомцев в этом духе. Советские школьники определенно не верят в бога, утром и вечером не молятся. Мы просмотрели не кало разных дневников и нигде не нашли записи: «Встал, умылся, помолился богу», которая была бы обычна 7—10 лет тому назад. Школьники усердно издают специальные номера стенных газет, по- священные антирелигиозной пропаганде. Не мало белогвардейцев-эмигран- тов (наши домашние эмигранты уже привыкли) попадали бы в обморок, если бы увидели «антипасхальную стенную газету», изданную в 12 сов. школе. Задачей номера было «осветить все темные, обратные стороны религиозных традиций и обрядов» и «борьба, и борьба беспощадная, с ни- ми». И надо- Отдать справедливость ребятам—постарались! Помимо ряда недурных статеек, в газете много остроумных карикатур на служителей всех богов и алтарей. Можно предвидеть, какое влияние может и^меть такая газета на смеш- ливых школьников. Советские же школьники особенно смешливы, так как совершенно не имеют в себе того рабьего страха, который так отличал бедных школьников не так далекого «доброго» времени. Вот запись из одного журнала (IV группы): «Мы, учащаяся моло- дежь, как более сознательная, должны показать пример тем, кто до сих пор еще верит во нее те фантастические сказки, которые были созданы кучкой людей для своих выгод. Нашей основной задачей является—дать ясное понятие о том, что ничего подобного не было и что все это есть не что иное, как чушь». Да, новый школьник живет совершенно в другой школьной атмосфе- ре, чем его предшественники в тех же белых двухэтажных зданиях. В одном из ученических журналов есть остроумная карикатура, «как отвечают учителю»: кадет—руки по швам, гимназист—отставив нож- ку, деревенский школьник—чешет в смущении затылок и современный ученик— обе руки в карманах штанов, смотрит смело и видно, что никого и ничего не боится. Эта каррикатура метко схватила существо отношений учителя и ученика в прежнее время и теперь. Ученик не боится учителя. Он ува- жает его, как более знающего старшего товарища—и только. Никакого трепета при входе его в класс он не ощущает; когда он отвечает урок,— голос его не дрожит, он знает, что в школе он не подчиненный, а рав- ноправный член коллектива. Надо только на минуту перенестись в проклятую школу прошлого, чтобы- почувствовать, какой это сдвиг. Ведь для многих из нас пребыва- ние в течение 5-6 часов в учебных казармах было сплошной нравствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2