Сибирские огни, 1924, № 4
Выяснить—какое существует теперь в школе соотношение между новым и этим старым—также не менее интересно, не только с точки зрения педагогической, но и советско-партийной. В повседневной печати жизнь школы освещается, но более с ее ма- териальной и чисто педагогической стороны. Бытовая сторона школы за- девается чрезвычайно редко, почти никогда. Художественного отображе- ния новой школы в современной литературе тоже пока нет. Поэтому для громадного большинства интересующихся школой новая школа является совершенно неведомым миром. Пора заглянуть в этот мир, найдя для этого какие-нибудь щелочки и лазейки. Пусть это будут только не бе- седы с педагогами и не педагогические статьи в специальных журналах, а свидетельства и показания самих учащихся в какой бы они форме не были. II. Многое для понимания внутренней жизни школьного поколения могли <5ы дать непосредственные наблюдения учителей и лиц, непосредственно имеющих дело со школьной молодежью. По разным педагогическим жур- налам рассеяно не мало статей с результатами подобных наблюдений. Но все эти наблюдения всегда имеют в себе нечто специфическое, педагоги- ческое. Учитель-педагог, вполне естественно, смотрит на мир, в котором он живет, с известной, раз определенной точки зрения. Для учителя уче- ни к - в с е г да материал, который надо обработать, которому надо придать ту или иную форму. Этой идеей, этой работой он поглощен и часто не замечает, что этот материал не только податливый воск в руках творца личности—учителя, но и представитель определенного, неповторяемого в историческом процессе поколения. Для нас же эти исторические черты поколения и являются самыми интересными. Для уловления духовной жизни учащихся часто прибегали (в высших и средних школах) к методу анкет. Конечно, и теперь можно было бы составить вопросник с сотней вопросов и раздать его по школам. Но это, в конце-концов, метод искусственный и условный. Уловить на основании его наиболее задушевные движения молодежи, особенно детского возраста, почти невозможно. Нельзя также ручаться за правдивость выводоз на основании анкетных данных: при даче ответов на вопросы является на- стороженность, продуманность, тогда как случайные обмолвки дают иногда больше для понимания переживаний молодежи, чем сводка 50 анкет. К счастью, в нашем распоряжении имеется способ проникнуть за стены школы и даже во внутренний мир школьника. Это анализ тех ма- териалов, какой дают школьные выставки. Вместо старинных экзаменов, с сидящими за столами попами и су- харями в виц-мундирах Мин. Нар. Просвещ., происходящими вдали от об- щественного и родительского контроля (дабы не мешали избиению мла- денцев), теперь входит новый метод поверки успешности школьной ра- боты—коллективный—выставки. Глазам всех интересующихся пред'являются результаты годовой ра- боты, в виде экспонатов самого различного характера: от тетрадей до самодельных паровых машин. Летом текущего года по всей Сибири прокатилась волна школьных выставок, чего не наблюдалось в прошлом году. Школьные выставки служат показателем того, что школьная работа наладилась окончательно и есть, что показать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2