Сибирские огни, 1924, № 4
1 55 Вообще обычаи, как имеющие нередко религиозную подкладку, живут дольше. В этом отношении, пожалуй, подлинными людьми XVII ст. являлись выселенцы русских: старообрядцев из Польши в Забайкалье, известные здесь под названием семейских- Религиозные убеждения семейских помогли им сохраниться, как от польского,, так и местного Забайкальского влияния, вплоть до сохранения настоящего физиче- ского великорусского типа. Как видно, русский индигирец, подобно забайкальцу, не страдал религиозным фанатизмом и приспособился веровать «двойной бухгалтерии»: по-русски (православно- му) и юкагирски (шаманизм). Теперь рассмотрим вопрос о национальной устойчивости русских индигирцев,. которую автор видит, во-первых, в их ассимиляторских способностях, отчасти сохра- нении славянского типа и в характере, как-то: осторожность, расчетливость, медлен- ность, консерватизм и пр. Вопрос национальной устойчивости русских индигирцев. мы рассмотрим параллельно с подобными же им выселенцами крайнего севера Енисея. «Берега Енисея,—говорит сибирский историк Словцов*),--как видно в атласе 1745 г., начиная с многоостровья (Бреховские острова) до устья р. Пясины, унизаны промышленническими зимовьями, как глиноутесные берега некоторых рек гнездами чирков (стрижей)». В позднейших картах эти зимовья также обозначаются как от Бреховских островов до Пясины, так и по Хатангскому заливу и так наз. Хатангскому (Затун- дринскому) тракту из Дудинки на устье р. Хатанги. В действительности же, как мне удалось установить лично и из расспросов- многих местных знатоков края, русского населения между Сопожной Каргой и устьем р. Пясины и по Пясинской губе, за исключением штата радиостанции на о. Дик- соне, в настоящее время нет. Также опустели почти все зимовья по Хатангскому заливу, а население Затундры (тракта на Хатангу с Дудинки) в настоящее время не превышает 500 чел. отуземившихся русских, потомков первых колонистов, кото- рые в 1920 г. составляли Затундринское крестьянское общество. Еще в 1866 г., во время поездки в Туруханский край, И. А. Лопатин в своем дневнике отметил, что единственный в крае город Туруханск представляет скорее остатки города. «То же самое можно сказать,—говорит он,—про многие селения Туруханского края, от некоторых осталось несколько изб, а другие, например Крестовское, на устье р. Енисея, представляло целую улицу деревянных построек, покрытых мохом и давно- уже оставленных жителями». Во время моей поездки на о. Диксон в 1920 г. город Туруханск (на р. Туру ха- не) пришел в полное запустение, т. к. административный центр был перенесен в с. Монастырское на Нижней (Туруханской) Тунгуске. По берегам Енисея, от Турухан- скадо Гольчихи, единственным крупным селением является Дудинка. Что же касается, так называемых станков, то самые крупные из них не могут быть названы даже поселками. Обычно Туруханский станок—от двух до шести изб, не более. Интересны остатки русской культуры на Крестовском. Об этом исчезнувшем селении я позволю» себе привести следующие выдержки из путевого дневника. «Между бухтами Широкой и Варгузиной лежит остров и мыс Крестовский. На высоком мысу имеются так наз. «шведские» постройки. Шведскими они названы безусловно неправильно, и это название, по всей вероятности, связано с приездом во второй половине иностранных путешественников Северно-Сибирским морским пу- тем, в частности Норденшельда. Эти постройки русских промышленников, пришед- ших сюда или по Енисею или морским путем с Т а за и живших здесь долгое время. Сохранились остатки довольно большого двух-этажного дома, служб, помещений для. скота и пр. Тут же помещается кладбище с двумя восьмиконечными крестами, остальные упали, надписи на крестах стерлись от холодного ветра и прочесть— н а чьих могилах поставлены они—невозможно. Судя по восьмиконечным крестам, здесь жили русские, м. б. люди древнего благочестия, крепко стоявшие за старую веру. Рассказывают, что в старое время находили в домах медную посуду, плотничьи и др. инструменты, мебель и пр. Судя по этим рассказам и находке мной иконы, создается впечатление, что обитатели, видимо, погибли от какой-то эпидемии, а не переселились на другое место. Вообще можно заключить, что в XV1I-XVHI ст. ст. в Туруханском крае был» значительное русское население, которое от многих причин: эпидемий—оспы, тифа, цинги, голода, ассимиляции их туземцами, переселения на юг и другие области (скопцы) и пр., ныне весьма сократилось. До Революции 1917 г. туруханцы числи- лись в казаках и кажется даже пытались созвать какой-то с'езд». *) Ист. обоев. Сибири, с п и. 1886 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2