Сибирские огни, 1924, № 3
Это, конечно, увеличивает аскетичность стиля Сейфуллиной и делает ее своеобразной в ряду современных литераторов, тяготеющих в большинстве к пышности стиля. Наши заметки не исчерпывают, конечно, обширной темы о творчестве Сейфуллиной. Совершенно не затронут, например, синтак- сис Сейфуллиной. Многие мелочи, может быть, ускользнули от вни- мание Необходимо также вставить Сейфуллину в историческую пер- спективу и связать ее творчество с прежними и современными тра- дициям русской литературы. Нами намечены только некоторые па- раллели. Совершенно не затронута „идеология" Сейфуллиной. Но, повто- ряем, очень сложно связать ее с художественной формой. От формы отправляясь, можно притти, быть может к идеологии (мы оставля- ем эту задачу другому тсварищу), а как итти наоборот и об'яснять явления художественной формы из „идеологии' это еще далеко не ясно. Говорить же ненужные фразы о том, что Сейфуллина продол- жает „святую" „гоголевскую" традицию и умиляться над сочувствием Сейфуллиной к „униженным и оскорбленным" - просто не нужно, по- тому что это ничего не об'яснит в ее творчестве На это и так най- дутся, е ли не нашлись уже, охотники. Также не нужно „судить" художественные приемы Сейфуллиной. „Надо для литературы найти какое-то другое место в жизни—скамья подсудимых для нее не подходит, как не подходит и критику долж- ность судебного следователя". Не приговор, а об'яснение—вот что должно быть задачей современной критики. V I . Выводы. И вот, нам кажется, художественные приемы Л. Сейфуллиной находят себе оправдание в социальной психике современности. Она— динамична, и творчество Сейфуллиной проникнуто динамикой. Жизнь летит, не останавливаясь на мелочах, и Сейфуллина не вводит длин- ных описаний. Революция разрушил з быт, и Сейфуллина изображает события, а не быт. И даже суховатость ее стиля есть, может быть, отражение' простоты и суховатости нашей жизни. Но все это можно сказать лишь приблизительно. Пока не уста новлена связь явлений литературы с явлениями социальной психики, всякое об'яснение будет ;>ишь приблизительным. Из этого не следует, что не нужно искать ее. „Формализм" совершенно справедливо уп- рекают в чрезмерном пренебрежении к социологии и психологии. Мы не беремся гадать на кофейной гуще, но общий прием Сей- фуллиной—широкий мазок и безусловная связь ее с современностью позволяют высказать предположение, что у ней есть литературное будущее, как есть уже и прошлое. В. Жеребцов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2