Сибирские огни, 1924, № 3
одно из них на опрёделёние любимого „ предме т ": „Голос, будто свя- щенным елеем смазанный, был ласков, проникновением умиротворял" '). Некоторы писатели видят в мире только краски, другие толь- ко слышать звуки. Сейфуллина слышит человеческие голоса. "Словарь" Сейфуллиной богат и ярок. Вот образцы ее словечек: „ft вот как дам тебе бляблю хорошую". (Правонарушители). 2 ) „Сколько ему по разным городам жмахаться пришлось". 3 ) Сюда же надо отнести и всеоб'емлющее „хны" Мартынова. 4 ) Слова Сайфуллиной явно тяготеют в живому разговорному про- изношению с этнографически—сибирским оттенком (чо, ишшо, почиташь и т. д.). Даже книжные словечки, попадая в живой говор, стремятся „опроститься" (корпорац своего ума, Сафнарком и т. д.). Поэтому „язык" Сейфулинсй любопытен и для лингвиста и для этнографа. Это же придает так/ю живость ее диалогу и замечательную легкость, почти афористичность, отдельным речениям: „Естество то и у большевиков бабу требует . 5 ) Бережно собирая драгоценные каменья живой русской речи, Сей- фуллина продолжает славную традицию русской литературы. IV. Обстановка и пейзаж. Выше была уже отмечена нелюбовь Сейфуллиной к второсте- пенным описаниям. В некоторых рассказах ( Преступление". „Два друга") описаний природы н г т совершенно. В других они играют роль фона для отдельных сцен или переживаний героев. И это не только в „городских" рассказах, но и в „деревенских , т. е. в таких, действие которых развертывается на фоне деревни. Вот, например, „Перегной". Кажется, тут то и можно было ожи- дать экзотического сибирского пейзажа. Но он появляется лишь в конце рассказа, при том, как ни странно, тогда, когда герой попа- дает в город. Как будто бы в деревне он мог не обращать внимания на природу, будучи увлечен делами и событиями. „В городе Софрона задержали. Воздух заулыбался по-весеннему. В полдень радостно прыгала с крыш капель". 6 ) Трудно даже назвать „пейзажом" такой, мимоходом положенный, мазок. Дальше в „Перегное" степь служит фоном для грандиозной картины сенокоса: „Приказала земля мужикам Интернационаловки, Тамбовско-Не- бесновки тож готовиться к сенокосу", 7 )—так начинается этот отрысок. Здесь, конечно, описание степи является вполне уместным. И везде у Сейфуллиной жизнь природы тесно переплетается с жизнью людей. „Весна прешла" и Гришке удрать охота", 8 ) метель служит причиной смерти Феклуши, 9 ) когда Холодковского ведут на расстрел, ему больно „хлеснул ветер", и думает он тоже о погоде: „рання Пасха в этом году или поздняя" 10 ). Здесь пейзаж дан, как J ) Там же стр. 142. Курсив наш. Б. Ж. ') Там же стр. 88. 8 ) Там же стр. 110. • 4 ) „Ноев Ковчег . Перегной Стр. 105. 5 ) Молодняк. Стр. 93 6 ) Перегной Стр 180 ' ) Стр. 190. 8 ) Правонарушители Стр. 81. *) Ноев ковчег. Перегной, стр. 122-126. ,0 ) Там же стр. 131.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2