Сибирские огни, 1924, № 3

— Ну, обнаковенно, царску. С пуговками там, с медалями, с эпо- летами. Эдак то, в пиджаке не лимит. Для Рассии срамота: не одела, мол, свово-то! Софрон засмеялся и к Антонине Николаевне повернулся". — Необразованность наша. Все на старо воротит". Этот диалог не нуждается в комментариях. Он сам говорит за себя. Между прочим, на этом отрывке можно проследить, как спле- таются приемы у Сейфуллиной. Тут и психологическое описание того, какое впечатление произвел портрет Ленина на Артамона: „губами пожевал" (а не „подумал то-то") и прием рассказывания мыслей „героя" при помощи диалога, и, наконец, самый диалог, введенный в действие лишь для самого себя, т. к. он не является необходимым при описании библиотеки. Сейфуллину следует квалифицировать, как мастера диалога, при том диалога не книжного, а разговорного, живого. Даже там, где нет необходимости в разговоре, она стремится свернуть к нему другой прием, например, прием описания: „Это учитель старается. Всегда всякое начальство первый при- вечает. Ишь, у стола кособочится". 2 ) Этих слов не говорит никто. Это—описание, сделанное в разго- ворной форме. В сцене крестьянской сходки в „Перегное" почти нет лиц и опи- саний, а только одни слова. „Гулом сход отозвался: — Правильно. За богом то сидючи брюхо нагуляли! — И наши на войне были! Одни добролюбовцы отказались! — Мы каторги не боялись, на войну не шли! — Теплоухов только-только с каторги верн/лся... — Дело говори! Это все слыхали! — Теплоухов у них в каторге! А у наших руки, ноги оторваты! Это тебе как?! — Ни за што почиташь? — Не шли бы и вы! — Ах, ты пузо наливное! Земли то в вечну награбастали! На семьи хватит, и на каторгу можно... — Чего разговаровать! Бей их, толстомордых! — Тише! Слово дайте сказать! — Слобода слова... — Говори, Софрон! — Нечего, говорить! Все слыхали! — Пролетарии, которы пролетают! Старались бы, так и у вас в вечну... Шум разростался. Голоса свирепели". 3 ) Это галдит безликая толпа. Но в ней ясно намечены две партии. Толпа безлика, но тщательно подчеркнуты интонации отдель- ных голосов: „ясный густой, голос Софрона заиграл", 4 ) „выделился мягкий, ласковый, приятный басок Кочерова" г ') Сейфуллину можно, пожалуй, упрекнуть в излишнем пристрастии к „разговорчикам . Недаром она, такая скупая на сравнения, бросает ') „Правонарушители" Стр. 159. 2 ) „Инструктор красного молодежа". Молодняк. Стр. 51. 3 ) „Перегной" Стр. 140—141. *) „Перегной* стр. 141. 5 ) Там же стр. 142.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2