Сибирские огни, 1924, № 3

Тоже самое в рассказе „Преступление". 1 ) Действие развивается прямо от начала до конца, не прерываясь второстепенными описания- ми, привходящими мотивами и т. п. Сейфуллина не любит описывать того, что не относится непосредственно к ее сюжету. Такую композицию можно назвать „прямолинейной". II. Характеристика героев. Характеристику можно считать элементом сюжета. Правда, в це- лях удобства изучения ее, выделяют иногда в особый пункт, но луч- ше рассматривать ее в связи с композицией сюжета, т к в боль- шинстве случаев действия „героев" вытекают из их характера. Так э т о и у Л. Сейфуллиной в рассказе „Правонарушители", где .исправление" Гришки обусловлено его хорошими нравственными качествами. Еще в начале „преступник" Гришка представлен симпа- тичной фигурой. „И снова ясным сиянием глаз встретил тусклый взор комендан- та. Тот головой покачал. Хотел сказать: „Пропащий". Но свет глаз Тришкиных остановил. Усмехнулся и подбородок почесал". 2 ) И вообще к своим героям—малолетним „правонарушителям" Сей- фуллина питает горячую любовь. Так, отправляясь от формаль- ных элементов творчества, мы можем придти к „идеологии" пи сателя. Для Л. Сейфуллиной характерен прием характеристики при по- мощи диалога 3 ). Рассказ „Правонарушители" начинается так: „Его поймали на станции, он у торговок с'естные продукты ску- пал. Привычный арест встретил весело. Подмигнул серому человеку с винтовкой и спросил: — Куда поведешь, товарищ, в ртучеку или губчеку? 4 ) Характеристика героя уже дана. Но неизвестно, кто это „он". И далее из раз оворз с комендантом губчека выясняется имя и био- графия „его". В „Александре Македонском" физиономия героя опять таки очер- чена при помощи его диалога с конторщиком. 6 ) Этот конторщик вве ден в рассказ специально для того, чтобы раз'яснить Александру Македонскому, что „главное дело, фамилия не по существу". Больше в рассказе он не появляется и никакой роли не играет. Скупая в приемах письма, Сейфулпина, не задумывается ввести эпизодическое действующее лицо, только для того, чтобы герой был вычерчен при помощи диалога с ним, а не иным приемом, этим конечно, тормозит- ся действие. „Потреты" Л. Сейфу линой набросаны широкими, резкими маз- ками: — „А в комнату бритый, долгоносый, с губами тонкими вошел, На голове, острой к вегху, кепка приплюснута была на самые глаза. Ступал твердо. Точно каждым шагом землю вдавливал. И башмаки. 1 ) Сборник рассказов „Молодняк". 2 ) Молодняк, стр. 75. 3 ) Как на любопытный прием характеристики всехдейстьующих лиц, исключи- тельно при помощи диалога, можно указать на „Непопутчицу" О. Брика (Леф. № 1, за .1923 г.). В ложно-классической трагедии такую роль выполнял, как известно, мо- нолог. У Сейфуллиной монолог встречается только один раз (речь инструктора красного молодежа) в рассказе того же названия „Молодняк" стр. 51-55. 4 ) Молодняк, стр. 73. Перегной, стр. 77-78.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2