Сибирские огни, 1924, № 3
Заметки о творчестве JI. Сейфуллиной 1 ). I. К о м п о з и ц и я . История романа убеждает нас в том, что в романе сюжет играет первенствующую роль. Античный роман был исключительно романом приключений. Средневековый рыцарский роман, вплоть до Неисто- вого Роланда" Яриосто, продолжал ту же традицию. Психологический роман развился только в XIX столетии. То же самое в рассказе. Рассказ, есть всегда рассказ о чем нибудь. Поэтому-то изучение рассказов необходимо начинать с того рассмотрения, как рассказано в нем то или иное событие. Рассказ Л. Сейфуллиной начинается, большей частью, прямо с характеристики главного действующего лица: „Старуха определила. — С большой бумагой человек: топырится". (Инструктор крас- ного молодежа) 2 ). И это определение .топырящегося человека остается за „ге- роем" до конца рассказа. Так же начинается рассказ „Два друга": 3 ) „Петька—парень рисковый С ним артелить хорошо". 4 ) В рассказах „Правонарушители" 5 ) и „Александр Македонский" 6 ), действие тоже начинается с характеристики „героя", при чем здесь применен особый прием характеристики при помощи диалога. Таким образом, в начале рассказа дается как бы „экспозиция" характера главного действующего лица. Далее „развертывание" сю- жета происходит по прямой линии. Единственными „зигзагами" в рас- сказе „Правонарушители" является лишь сцена эвакуации монахинь из монастыря и описание Дня Парижской Коммуны, которые, взя- тые сами по себе, могли бы послужить превосходными сюжетами для двух отдельных рассказов. Рассказ „Васьки о летаргическом сне 7 ), нель- зя конечно, считать вставной новеллой". !) Редакция не вполне разделяет взгляды автора на творчество Л. Сей фуллиной. 2 ) Сборник рассказов „Молодняк", изд. Новая Москва, 1924 г., стр. 50. 3 ) Тот же сборник, стр. 61. 4 ) Тот же сборник. 5 ) Сборник „Перегной", издат. „Сибирские Огни". Новоникол., 1923 г. в ) Там же. „Молодняк", стр. 92-93.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2