Сибирские огни, 1924, № 3

Причины столь крупного расхождения при проектировании товар- ной продукции заключались, главным образом, в различной оценке среднего удоя, в различном определении норм потребления масла и молока самим хозяйством и, наконец, в неодинаковом определении процента яловости. Еще больше курьезов было при определении товарной продукции отдельных губерний. Здесь дело доходило до колебаний в несколько сот тысяч пудов для каждой губернии. Совер- шенно очевидно,что построение плана при наличии подобных „рези- новых" данных могло привести к целому ряду крупнейших ошибок, впоследствии трудно исправимых. Пришлось заранее иметь в виду, что эти проекты носят слишком предположительный характер и что корректировка их должна будет производиться в процессе работы на основании текущего опыта заготовительной кампании. Но как бы не стоял вопрос об определе- нии точного размера товарной продукции, ясно было одно, что в текущем году мы будем иметь масла значительно больше, по срав- нению с прошлым и что самый размер товарной продукции будет в огромной мере зависеть от организованности заготовок, кон'юнктуры рынка и размера средств. Вот почему решающими, для текущей кампании, явились вопросы регулирования масляных заготовок. Совершенно очевидно, что первый сравнительно крупный выход масла из Сибири мог произойти только в условиях максимального воздействия организованного начала на рыночную с' ихию. Здесь то мы и подошли к вопросу о том, кто дол- жен заготовлять масло. Опыт Сибири дает нам яркие примеры того, насколько органи- зации стремятся принять участие в тех или иных заготовках, не столько благодаря организационой близости своего аппарата к тому или иному продукту, сколько в надежде поднажиться или, как в Си- бири принято выражаться, в погоне за „длинными рублями". Этих примеров достаточно было и в пушных заготовках, когда ими занимались и союзы прачек, коллектив артистов гостеатра и всякий другой „налетный" элемент. Обжегшись на пушнине, вполне возможна была попытка перенесения ажиотажа на масло, ибо и последнее является весьма лакомым кусочком. Правда, с маслом дело обстоит несколько иначе. Подавляющее количество маслодельных заводов входит в систему потребительской и сельско-хоз. кооперации и таким образом вопрос о контингенте заготовителей мог разрешиться в плоскости предоставления коопе- рации монополии в этих заготовках. Такое решение вопроса, несомненно, явилссь-бы перегибом в дру- гую сторону. Монополия в том или ином вопросе может быть по- строена не на формальных признаках, а на реальной возможности эту монополию осуществить. Мы ни в какой мере не собираемся опорачивать нашу коопе- рацию. Наоборот, при всех недостатках ее, в частности, наша потре- бительская кооперация экономически достаточно мощна. Но попытка предоставить кооперации монополию могла-бы привести к тому, что при недостаточности средств, слабости связи с рынком сбыта и моло- дости заготовительного аппарата, мы могли бы сорвать самый ход заготовок. Вот почему определение контингента заготовителей должно было быть построено на основе максимального вовлечения средств в дело масляных заготовок и обеспечение самой кампании достаточно разветвленным и приспособленным хозяйственным аппаратом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2