Сибирские огни, 1924, № 3

Будучи высоко развитыми и образованными людьми, декабристы, по приезде в Ялуторовск, начали учить грамоте всех, кого только возможно. Так, например, учили свою прислугу и вообще всех, кто к ним обращался. Жили декабристы очень просто, по квартирам местных жителей: так, Пущин жил у Бронникова, Оболенский у купцов Ильиных, Яку- шин у Ларионова. Некоторые же, получив деньги, купили себе дома, напр.: Муравьев, Басаргин, Тизенгаузен. Как выше уже упоминалось, декабристы учили кого только воз- можно. Но обучать на дому всех было невозможно. Возникла мысль открыть школу, которую и начал осуществлять и проводить в жизнь Якушкин. В это время разрешалось открывать только церковно при- ходские школы. Якушкину и пришлось пойти по этому пути. Он привлекает к себе сотрудников, воодушевляет и настаивает на устрой- стве школы. После настойчивых хлопот этих лиц, удалось получить разрешение, а также дом, в котором можно было открыть школу. И вот,^в 1846 году 1 июня школа была открыта. Заведывающим школой, ее учителем и вдохновителем был Якушкин. Рукоделие пре- подавала Амалия Константиновна Муравьева, жена Муравьева-Апо- стола. То же делала и Сазонович, воспитанница Муравьевых. Главным источником, на который школа существовала, были те, же деньги, которые получались декабристами из России, так как, повидимому, там среди их знакомых производились сборы, которые и пересылали на содержание школы. Тоже самое можно сказать и о присылке учеб- ных пособий и т. п. В случаях перебоя поступления средств, они до- ставались через Балакшина в Сибири. Что касается состава учащихся, то здесь не было никаких деле- ний на классы, сословия и что либо подобное. Все одинаково при- нимались в школу, и Якушкин очень зорко следил за тем, чтобы между учащимися были самые простые и дружеские отношения. Школа была смешанного типа, т.-е. в ней мальчики и девочки учи- лись вместе. Для бедных учеников имелись пимы и полушубки, кото- рые им раздавались с тем условием, чтобы они посещали школу. Довольно много учеников было и из ближайших деревень. За теми, кто жил далеко от школы, посылалась лошадь Балакшина, которая и собирала учеников в школу, а после окончания уроков разво- зила их. В школе, примерно, училось около 100 человек. Классная ком- ната была высокая, большая и светлая, с большими окнами, которые поднимались, а не отворялись. Парты были длинные и за них сади- лось несколько человек. Около стены стояла кафедра на возвыше- нии в две ступеньки. Метод обучения в школе был английский—Ланкастера, который заключался в следующем. Около стен были сделаны полукруги из круглого железа с одной ножкой и крючками по концам. Такой полу- круг пристегивался к петлям, забитым в стену. В средину такого круга становился един из учеников, уже про- шедший и усвоивший этот круг, по назначению Якушкина, а кругом, сложив руки назад, становились несколько человек, которым еще на- до было этот круг пройти. На стену весились таблицы и стоящий в кругу ученик показывал указкой ту или другую букву, цифру и т. д., смотря по кругу, а стоящие вокруг по очереди отвечали. При чем наиболее успевающие и хорошо усвоившие становились к одному концу, а плохо знающие- к другому, т.-е„ другими словами, размеща- лись по знаниям. И с конца, где стояли уже усвоившие этот круг,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2