Сибирские огни, 1924, № 3
Афанасия Петровича нашли в Енисейской губерйии и в сопро- вождении частного пристава Миллера отправили „в предлежащий путь". Верный почитатель мнимого императора И. Старцев все же не угомонялся. До 1825 года он продолжал писать в Петербург и потре- вожил его светлость Алексея Андреевича Аракчеева, который, по по- велению Александра I, пишет генерал-губернатору Лавинскому „нуж- ное, в собственные руки" письмо; в нем он предлагает взять Стар- цева од строгий присмотр, дабы тот не мог не только бумаг писать, но и разглашений делать, „нелепостями наполненных". Старцеву было об'явлено, „что в случае дальнейших почушений его на подобные поступки, он буд я т непременно наказан", а чтобы „писания" не доходили по назначению, было приказано губернской почтовой конторе „никаких от него к отправлению по почте писем без разрешения власти не принимать" *). Однако, с от'ездом мнимого Павла, слухи о царственном его происхождении не перестали волновать насепение. На станках и ве- сях народ, обсуждая свое тяжелое положение, мечтал, что этот са- мозванец облегчит его горемычную жизнь. Вот что говорит декабрист Розен в своих записках о слухах, связан- ных с именем Афанасия Петровича: От города Тюмени ямщики и мужики спрашивали нас, не встретили ли мы, не видели-ли мы Афанасия Петровича. Рассказывали, что с почтительностью повезли его в Пе- тербург тобольский полицмейстер Алексеев и красноярский купец Старцев, что он в Тобольске, остановившись для отдыха в частном доме, заметил генерал-губернатора Капцевича, стоявшего в другой комнате у полуоткрытых дверей, в сюртуке, без эполет (чтобы по- смотреть на Афанасия Петровича), спросил Капцевича: что, Капце- вич, гатчинский любимец, узнаешь меня? Что он был очень стар, но свеж лицом и хорошо одет, что народ различно толкует: одни гово- рят, что он боярин, сосланный императором Павлом, другие уверяют, что он родной его". 2 ) I I I. Знавала Сибирь и самозванную дочь Павла I—Марию. В августе 1833 г. в деревне Жилкино ( под Иркутском) у мо- щей св. Иннокентия усердно молилась немолодая, лет 40, женщина. Черное коленкоровое платье ее было перетянуто ленточным ку- шаком, на котором выделялся пришитый к нему грубой работы, по- хожий на орденский, крест. На цепочке, обвивавшей шею богомолки, висел, в виде понагии, деревянный крест с вырезанным на нем распятием, В руках у нее бы- ли четки. Выходя из храма, странница раздавала милостыню нищим и просила молиться за великого князя Михаила Павловича. Он, ведь, не был для нее чужим, так как она, по ее словам, была его сестрой Марией, доч-рью императора Павла I. Пребывая в мире царственьых грез, она не находила нужным скрываться и открыто говорила о своем высоком происхождении. Не- которые верили ее словам и готовы были оказать те или иные ус- луги „великой княгине". Следуя из с. Рыбинского в Иркутск, она в ') Ц. Я. В. С. Карт. I, оп. № 4. 2 ) „В ссылку" (записки декабриста) бар. Я. Розена М. 1900, стр. 109.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2