Сибирские огни, 1924, № 3
под каким видом, никогда и никого не приказано было допускать к трагично закончившему свои дни самозванцу. Знавала самозванного Петра III и Восточная Сибирь. Роль импе- ратора пытался разыграть-здесь никто иной, как основатель скопче- ской секты, Кондратий Селиванов. Большой любитель старины и знаток прошлого Сибири, покой- ный М. П. Овчинников, беседуя со мной о самозванцах Сибири, по делился интересными воспоминаниями своего далекого прошлого. Лет 50 тому назад М. П., как народоволец, был сослан в Олек- минск, в центр скопческих поселений. Живя среди скопцов, он слы- шал от их „пророков" финна Юзмы, Калины Лмпилогова и др. пре- дания о Кондратии Селиванове х ) Согласно их преданиям, К. Селиванов, будучи в 1775 году при- говорен к ссылке в Нерчинск, по пути своего следования на восток встретил пойманного Пугачева. Селиванов видел самозванного царя прикованным в клетке, в которой его везли в Москву. Печальная судьба Емельяна не устрашила Конлратия, и мысль об'явить себя ца- рем Петром Федоровичем зрела в его мистически настроенном мозгу. В силу каких-то невыясненных обстоятельств Селиванова задер- жали в Иркутске и в Нерчинск он не был отправлен. В Иркутске Селиванов подвизался в качестве трапезника Хараампиевской церкви и будучи в таком невысоком чине, все же выдавал себя за импера- тора Петра III. Власти серьезного значения не придавали слухам о царственном присхождении трапезника и серьезных мер для их прекращения не принимали, тем бол е, что Селиванов, как зождь духовный, не особенно домогался царского трона, он мечтал быть пророком, к го- лосу которого должны были прислушиваться цари земные. Его про- поведь не отвечала запросам широких масс. Народ ждал облегчения на земле, а не в ином царстве. Однако, и у Селиванова нашлись тайные почитатели, сносившие- ся с Москвой и мечтавшие, рано или поздно, но вывести из Сибири своего пророка царя. В 1795 году Селиванов, как говорят некоторые, успел бежать из Сибири и появился в Москве, где прослыл не только за искупите- ля, но и за царя Петра Федоровича. Время появления Селиванова в Москве нужно отнести на год— полтора позже. Как и все гонимые Екатериною II, он, по всей в?ро ятности, был подведен под манифест, об'явленный по случаю восше- ствия Павла I на престол. Вот почему о побеге Селиванова из Сиби- ри не может быть и речи: только при таком условии можно об'яс- нить свободное проживание Селиванова в Москве и тот факт, что его „с большим почетом", согласно скопческим преданиям, принял в С.-Петербурге сам император 2) *) Записанные тогда же предания Ori пометят время от времени в „Казан- ском Листке" за 1838 год, в прилож. к Воет Обозрению " за 1894 год и др, а также в „Сибирском Архиве." 1911 год, №2. 2 ) Отрицать факт свидания Селиванова с Павлом I, пожалуй, нет данных. На- против, принимая во внимание вы ов Павлом I Шилова из Динамюнде, можно допустить, что и Селиванов, как слывший в народе под именем Петра III, был так- же представлен Павлу I. Предание о том, что Селиванов был посажен в Шлиссельбургскую крепость принять целиком нельзя. „Пророк государь" был посажен, но не в крепость, а в Обуховский сумасшедший дом, в котором он и содержался до воцарения Яле ксандра 1-го.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2