Сибирские огни, 1924, № 3

лица грозили в них „учинить бунт", убить генерал-губернатора и рас- правиться с другими ] ). Если это было только угрозой, характеризующей, однако, наст- роение некоторых групп населения города, то уж „бунт" архиеписко- па Иринея, имевший место в 1831 г.—подлинный протест представи- теля духовной власти в Сибири против системы гнета и своеволия светской власти. „С крестом в одной руке и мечом в другой я готов защищаться и стать во главе народа, который страдает от граждан- ской власти", с такой речью обратился арх. Ириней на площади к солдатам и собравшейся толпе, когда власть в лице ген. губернато- ра арестовывала владыку 2 ). Недовольство существующим порядком и со стороны городского населения все чаще и чаще давало себя чувствовать целым рядом фактов. Возможно, что под гнетом насилия в голове некоторых горожан назревала даже идея об отделении Си- бири от России. В деле декабриста Н. С. Лунина помещено письмо, адресованное председательствующему в Совете Главного Управления в Сибири, в котором анонимный автор определенно говорит: „губер- натор Пятницкий и декабристы, размещенные в немалом числе око- ло Иркутска и даже в оном, затевают новое общество к решитель- ному отделению Сибири от России" а ). Если такого общества и не было, то условия, которые могли по- родить идею о нем, имелись налицо. Достаточно сказать, что на- блюдательный ген.-губернатор Броневский, в первый же год своего пребывания в Восточной Сибири, счел нужным написать губернато- ру: „С самого прибытия моего в Иркутск составилась про. ивная пар- тия некоторых лиц, которым вообще не нравится новый порядок ве- щей. Эта партия, продолжая деятельно свои собрания и жесткие (sic) суждения о способе управления и о проч., громко излагает свои сен- тенции, и всякий чрезвычайный случай, просто по стечению обстоя- тельств происшедший, немало независящий от действия власти, при- писывается прямо управлению. Это скопище недовольных распростра- нило далеко свои корни" 4 ). Эта „партия" или „скопище недовольных", как ее называет Броневский, создалась, конечно, ни с момента прибытия Броневского в Восточн. Сибирь, она существовала еще до него. Ее составляла не- большая группа сибирской интеллигенции, имевшая определенный круг суждений, и критически относившаяся к водворяемым в Сибири порядкам. В ней жил дух здоровой оппозиции, понять необходимость которой в деле государственного строительства стоявшие во главе управления края в то время никак не могли. Такие группировки имелись не только в Иркутске, но и в дру- гих городах Сибири например, в Тобольске, Красноярске и, при вся- ком удобном случае, так или иначе обнаруживали свое настроение, явно враждебное режиму Николаевской поры. Вспомним хотя бы отношение сибирской интеллигенции к дека- бристам, вызвавшее целый ряд судебных процессов: Горлова, Жулья- ни, Здора и др. ') ЦЯВС. Карт. 20, оп.№ 11, л. 2. ) Э ва. „Очерки, рассказы и воспоминания . III ч. „Бунт архиеписк. Ири- нея". „Русская старина" 1878 г. № 9, стр. 109. К. Д Головщиков—„Иркутский ар- хиепископ Ириней" Ирк, 1894 г. Подлинное дело „О смене архиеп. Иринея и об определении на место его Милетия" бывшее в ЦЯВС Варт. 5. оп, № 88 (222 ли- ста) лет 15 тому назад было взято кем-то из архива и пропало бесследно ЦЯВС. Карт. 3J, оп № 576, л 56. 4 ) ЦЯВС. Карт. 20, оп. № 12, стр. 2. 11* Сибирские Огнп «Ns 3, 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2