Сибирские огни, 1924, № 3

которая уже давно искала удобный случай прибрать к рукам столь необходимую ей экономически и политически К.-В. ж. д. Такая перспектива другим международным хищникам, разумеет- ся, не совсем улыбалась. С другой стороны, после обнародования исторических нот Карахана об отказе Советской России от царских привилегий в Китае, что возбудило сильнейшие симпатии китайских народных масс к РСФСР,—интервентам также необходимо было хоть сколько-нибудь завуалировать свои империалистические вожделения в отношении полосы отчуждения и дороги. Лучшим средством для этого было формально устраниться от управления дороги, передав ее настоящим „хозяевам"—русским белогвардейцам, совместно со своими ставленниками из среды определенных кругов китайских са- новников. Передав формально власть над дорогой белым, интервен- ты и невинность соблюли - вернули русское достояние его „истин- ным хозяевам",—и капитал приобрели—фактически оставили дорогу в своих руках, так как, по крайней мере, русская часть правления и управления все время являлась послушным орудием в руках между- народных хищников. Вся X" зяйственная и финансовая политика правления и упра- вления дороги за эти годы была фактически направлена на осложне- ние отношений Китая с Советской Россией и усиление влияния на дорогу иностранцев. Правление дороги в эти годы нашло возможным выпустить один за другим два краткосрочных займа, в то время, когда огромные средства тратились на устройство на различных станциях никому не- нужных курортов, дач, лечебниц и пляжей, обставленных с невероят- ной роскошью, на оборудование роскошных поездов „Люкс" с ор- кестрами, фокстротами и т. п. Впрочем, злые языки в свое время утверждали, что эти займы чуть-ли не были выдуманы, чтобы уси- лить влияние на дорогу Японии, которая скупила до 75 проц. выпу- щенных облигаций. Косвенно это впоследствии подтвердилось на Чаньчунской кон- ференции Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской дорог, когда в интересах Японии, в целях отвлечения экспортных грузов от Вла- дивостока и направления их в Японский порт Дайрен, представители К.-В. ж. д. с Ив. Михайловым во главе, согласились значительно пони- зить тарифы на грузы, направляемые через Южно-Манчжурскую дорогу на Дайрен. Правда, левые газеты потом утверждали, обязуясь это доказать документально, что Ив. Михайлов за понижение тари- фов на грузы, идущие на Дайрен, получал от японцев приличную мзду. Но, по существу, все это, конечно, не меняет положения. Новые тарифы тотчас же после конференции были утверждены правлением и управлением. Об этом свидетельствует также и политика, которую управле- ние дороги потом неуклонно проводило в отношении нашей Уссурий- ской дороги и порта Егершельд, деятельность которых оно всячески старалось подорвать. При содействии белых „хозяев" дороги началось усиленное „мир- ное завоевание "иностранцами, особенно японцами, полосы отчуждения. Бывшие там русские концессии под всякими предлогами начали пе- редаваться иностранцам; последним на весьма льготных условиях сда- вались огромные участки земли и т. п. Шестилетнее хозяйничанье белых на дороге оставило глубокие следы и до крайности осложнило и запутало здесь международное положение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2