Сибирские огни, 1924, № 3
замещаются военными и штатскими эмигрантами до духовенства вклю- чительно. Справедливость, однако, требует отметить, что вчерашние „спа- сатели отечества" теперь не особенно разборчивы -они охотно идут на любую должность На Китайско-Восточной ж. д. теперь довольно много стрелочников, смазчиков, сцепщиков, линейных сторожей и ка- раульных из бывших полковников, капитанов, священников, чиновни ков различных рангов и ведомств; почти весь учительский персонал дорожных школ состоит из духовенства, офицерских вдов и других „благородных" беженок и беженцев. В еще большей степени этот „естественный подбор" применялся К. В. д. в так называемой внутрен- ней охране дороги, которая сплошь состоит из чинов царского кор- пуса, жандармов и бывших полицейских. Такой высококвалифицированный состав управляющего и техни- ческого аппарата дороги не замедлил сказаться на ее деятельности. За последние годы здесь стало „бытовым" явлением, на которое уже мало кто обращает внимание, крушения и разрывы поездов, вызывае- мые полнейшей технической безграмотностью новых служащих и ра- бочих. Пассажирские и товарные составы разбиваются в щепки, вследствие неправильного перевода стрелок, расхлябанного состояния путей и т. п. Д дорога, помимо убытков от разрушения инвентаря, должна всякий раз уплачивать значительные суммы грузоотправите- лям и пострадавшим. Нередки и случаи крушений и пуска товарных составов под откос и с злым умыслом, с целью ограбления. В таких случаях белогвардейцы обыкновенно действуют в контакте с хунхуз- скими шайками, которыми кишит полоса отчуждения. При благо- склонном участии или попустительстве со стороны белых сторожей дороги, такие предприятия обыкновенно легко удаются, а потому они стали довольно частым явлением. Производственный союз железнодорожников неустанно разобла- чал „патриотическое" хозяйничание белых на дороге. Страницы мест- ных рабочих газет („Вперед", „Россия", „Трибуна') ежедневно пе- стрели корреспонденциями и сообщениями о делах и делишках новых „спецов", разрушающих дорогу. Профсоюз предпринимал и другие меры, чтобы спасти дорогу от окончательной гибели: он аппелиро- вал к „аполитичному" управляющему дороги, представляя ему бук- вально груды строго проверенных фактов. Но все усилия рабочих оставались без результата. В лучшем случае управление огписыва» лось казенным опровержением в находящихся на его содержании га- зетах, а иногда отвечало на них... репрессиями против заподозрен- ных в авторстве разоблачателей. Захват дороги белыми был возможен только при активном со- действии международных интервентов, в лице, так называемого, между- народного технического комитета, который до того фактически управлял дорогой. Д содействовать этому международные акулы вы- нуждены были, в силу сложившейся в 1920 г. международной обста- новки и внутреннего положения в Сибири и на Д. Востоке. После ликвидации Красной армией „всероссийского" правитель- ства адмирала Колчака, изгнания из Забайкалья, Дмура и Приморья кровавых атаманов и свержения в полосе отчуждения власти Хорва- та, интервенты, как известно, были вынуждены вывести из Сибири и Дальнего Востока свои войска и официально об'явить о прекраще- нии интервенции. Остались здесь только японские экспедиционные войска, и это создавало серьезную опасность захвата дороги Японией,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2