Сибирские огни, 1924, № 3
„Отношения между администрацией и служащими—признает один из представителей этой администрации—резким образом осложнились также и вследствие того, что дорога выполняла чуждые ей политические и военные задания... отвлекавшие внимание управления от д о л ж н о го ру- ководства, как коммерческим предприятием" *). Позже, когда „белая мечта" в эмигрантских массах фактически окончательно умерла, и дорога свое стратегическое значение для бе- логвардейцев в значительной степени потеряла, борьба за нее, од- нако, не прекратилась. В новых условиях борьба эта велась за лакомый кусок казен- ного пирога, за теплые места, а для эмигрантской массы—за кусок хлеба, за угол. Белогвардейская головка обеспечила себя при помощи дороги окладами в 15-12000 зол. руб., барскими особняками, автомобилями, специальными поездами и всеми другими „благами жизни", которыми так изобилует Харбин. Среди этих немногих избранных первые места заняли колчаков- ские министры: Гинс, бывшие с.-р. Вологодский, Ив. Михайлов, Сереб- ренников; за ними следовала блестящая плеяда царских, колчаков- ских и семеновских генералов и атаманов: Гондатти, Афанасьев и др Что все эти „государственные мужи" и храбрые вояки ничего не смыслят в железнодорожном деле, что интересы дороги им со- вершенно чужды—это, повидимому, мало беспокоило „аполитичного" и „делового", управляющего дорогой. И Гинс „контролировал" миллион ное хозяйство и обороты дороги, а Ванька Каин (Ив. Михайлов) - этот прославленный колчаковский минфин, заботившийся больше всего о собственной коже,—верховодил экономической политикой дороги. О средних и низших должностях и говорить не приходится. В их замещение управляющий дороги официально и не вмешивался, пе- редав все это дело на усмотрение перечисленных сподвижников си- бирской и дальне-восточной контр-революции и их друзей из техни- ческой администрации, а они уже не стеснялись. В этом отношении с самого начала была взята определенная и твердая линия: необходимо во что бы то ни стало удалить с дороги старых, опытных служащих и профессионально организованных рус- ских рабочих, которые в критический момент, безусловно, „изменят", и заменить их верными людьми из временно демобилизованных банд. Эта политика начала неуклонно проводиться в жизнь после по- литической забастовки на дороге в 1920 году, в результате которой всемогущий „генерал" Хорват вынужден был оставить свой пост. С тех пор она планомерно и систематически проводится чуть-ли не по сей день 2 ). Периодически три—четыре раза в год об'является сокращение штатов, на улицу выбрасываются старые, опытные рабочие и служа- щие, десятки лет проработавшие на дороге, а их места тотчас же ') „Экономический Вестник Манчжурии"—1923 г. Кз 6—7, стр. 41. ') С тех пор, как были написаны эти строки, положение дел на Дальнем Востоке значительно изменилось. Между СССР и Китаем достигнуто было согла- шение, текст которого опубликован был 17 июня 1924 г. Соглашение коснулось, конечно, и Китайсо-Восточной жел. дор Пока воп- рос о дальнейших судьбах К.-В. ж. д. будет вырешен в окончательной форме действовать начало достигнутое обоими сторонами специальное соглашение об управлении дорогой. Это соглашение положило конец грабительскому хозяйничанью белых на этой дороге. Я как хозяйничали белые, это видно из дальнейшего текста статьи. Прим. редакции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2