Сибирские огни, 1924, № 3
В полосе отчуждения Китайско- Восточной ж, д.*) I. Борьба вокруг Кит.-Вост. ж. д. Неутомимо и настойчиво белогвардейцы всех группировок все время боролись за власть и влияние на Китайско-Восточной железной дороге, которая является главным нервом экономической и политиче- ской жизни края. Стремление остатков белых банд к расширению и укреплению своих позиций в управляющем и обслуживающем аппарате дороги вполне понятно. Вначале, пока еще жива была „белая мечта", до- рога им была нужна, как военная база. Имея в руках дорогу, соеди- няющую Забайкалье, Приморье и Монголию (через Хайлар), штабам сравнительно легко было-бы собирать и концентрировать на красных границах остатки своих банд, держать в окрестностях пограничных станций замаскированные гарнизоны, поддерживать связь с хунхузами, легко и безопасно оттягивать свои „войска" в случае военных неу- дач и т. д. В действительности, только благодаря захвату дороги вождями белогвардейщины и политике „особого благоприятствования" белым, которую все время вел управляющий дороги инженер Остроумов, белым удалось лишних два—три года терзать и разорять наш Даль- ний Восток. Дорогу широко использовали банды Унгерна после своего панического бегства из Монголии: их бесплатно в самом срочном по- рядке перевозили из Хайлара во Владивосток к Меркулову; на глав- ных станциях для них чьей-то заботливой рукой были приготовлены питательные и лечебные пункты. Не малую роль сыграла дорога и в переброске живой силы из полосы отчуждения в Приморье после меркуловского переворота, а также при организации пепопяевского похода на Якутию и при эвакуации белых из Приморья перед приходом туда Красной армии. Подвижной состав, погрузочные средства, при том бесплатно или на самых льготных условиях—все это всегда было к услугам бе- лых, прочно облепивших управление дороги. Некоторые руководители дороги откровенно признавали факт ее отдачи в откуп белым на осуществление их контр-революционных авантюр. * ) „У порога Китая'. Первая часть настоящего очерка была напечатана а .Сибирских Огнях" № 4 за 192а год
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2