Сибирские огни, 1924, № 3

Да, я это знал, действительно. И все знали. Не знало только са- мо правительство или не хотело знать. VIII. Трудно было ездить по жеп. дор. в те времена. Места брались „с бою", порядка не было, ж-д. администрация обессилела. Учтя это, я надел на себя военные доспехи: авось поможет. Потом пришлось ра- скаиваться. С большими трудностями все-же удалось устроиться в Новони- колаевске на поезд прямого сообщения: Иркутск-Петроград. Уже то- гда чувствовалась большая продовольственная нужда в России. Про- довольственный аппарат правительства с этим вопросом самостоятельно справиться не мог, несмотря на целый ряд предоставленных ему чрезвычайных и других полномочий. В поезде, поэтому, было весьма много всевозможного ранга спе- кулянтов и просто мешечников. Все площадки и проходы вагонов были завалены мешками, корзинами и тюками с мукой, маслом, сы- ром и пр. Из России, наоборот, поезда шли перегруженные до крыш ва- гонов включительно разбегающимися солдатами. И тем, и другим хо- телось приехать скорее. Дороги работали плохо; не хватало парово- зов. На этой почве между пассажирами встречных поездов, чем бли- же к России, тем больше происходило недоразумений. Иногда они кончались вооруженными столкновениями. На ст. Татарск не оказалось нужного количества свободных па- ровозов. Задержались два эшалона солдат. Как не пытались они до- стать паровозы—не удачно. Специальная эталонная комиссия осма- тривала паровозное депо, заставляла проверять больные паровозы, устроила большой скандал начальнику станции и коменданту: паро- воза нет и нет. Я сидеть не хотелось. Многие уже были недалеко от своих деревень: им не терпелось. Почти у всех имелось оружие, некоторые солдатские землячества везли с собой даже пулеметы и ленты к ним: „в хозяйства все пригодится". Поэтому, когда подошел наш поезд, началась усиленная „охота" за его паровозом. Я ехать вперед и нам хотелось до-зарезу. Ориентировавшись в обстановке, наши пассажиры решили „ку- пить"' паровоз, вернее—машиниста. Он должен был сменяться и от- дыхать в Татарске, но, имея в виду перспективу быть насильно при- цепленным к эшалону, согласился ехать с нами дальше. Тем более и деньги кое-что для него составляли. Запуганный начальник стан- ции не противоречил, только бы его лишь оставили в покое. Но сол- даты зорко следили за машинистом. Сотни глаз провожали его до дверей депо. Солдаты предложили машинисту немедленно прице- пляться к одному из эшалонов. Он отказался: надо отдохнуть, почи- стить паровоз. Но им не ждалось. Среди них нашелся бывший коче- гар. Управлять паровозом он не умел, но, имея в виду близость своей деревни, решил рискнуть. Когда машинист заартачился, он предло- жил свои услуги. Солдаты за него ухватились. Машинист ушел обе- дать и обдумать, как бы ему перехитрить солдат. Паровоз стоял на- готове. Кочегар солдат, ободряемый товарищами, взобрался на паро- воз; поверхностно осмотрел котлы и винты и ухитрился вывести его из депо. Солдаты радостно его встречали. Мы рисковали надолго за- сесть в Татарске. Но, солдаты поссорились. Отправляться намеревал- ся эшалон, который пришел после Первый этому категорически вос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2